Загадка "Детского альбома"
статья
"Детский альбом"-необычный детский цикл.В нем параллельно развиваются два сюжета. Первый из них- явный, очевидный. Он отражает день ребенка. Второй-скрытый, символизирует жизнь человека.
А.Айзенштадт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Загадка "Детского альбома" | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАГАДКА «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА»
Детский альбом»- необычный детский цикл. В нем параллельно развиваются два сюжета. Первый из них - явный, очевидный. Он отражает день ребенка. Второй, скрытый, символизирует жизнь человека.
А. С. Айзенштадт.
Первый – «День ребенка». Утро; игры и танцы; прогулка в деревню, мечты о путешествиях, дальних странах; вечер и ночь; пробуждение при звуках жаворонка; снова вечер, молитвы, раскаяние в детских прегрешениях, светлые мысли перед сном.
Второй- «Жизнь человека». Пробуждение личности, размышление о религии, предчувствие опасностей окружающего мира; радости юности и первые утраты; годы странствий, возвращение домой, жизненные коллизии; нравственное обновление, мысли о смерти, покаяние, итоговое приятие жизни.
В варианте автографа «Детский альбом» гораздо логичнее делится на микроциклы. Символический «день ребенка» начинался с «Утренней молитвы» и завершался молитвой вечерней «В церкви». Расположение пьес по их содержанию создает отчетливо выраженную циклическую структуру. В мире, окружающем человека с младенчества, заложено все необходимое для формирования личности: отношение к близким людям, к природе; здесь явлены мечты ребенка, его молитва, его игры и сказки. Кроме того, в «Альбоме» представлено искусство разных народов ( через иностранные песенки; их можно трактовать и как путешествия в далекие страны, и как мечты, и как прочитанные книжки). При подготовке произведения к изданию ( чистовой автограф был готов к 20 июля и отослан к Юргенсону 29 июля того же года ). Чайковский изменил порядок пьес в 9 случаях из 24 ( речь идет о №№ 3, 4, 6-10, 23, 24 по автографу, сделанному 4 мая. В результате цикличность была нарушена; композитор как бы вернулся к первоначальному замыслу - к «ряду маленьких отрывков». Если сравнить расположение пьес в таблицах «автографа» и «публикации», то по сути это разных замысла: сюита из отдельных миниатюр (издание) и цикл, объединенный единым сюжетом ( ранний автограф), который можно символически обозначить как день ребенка.
В чем же тайный смысл несовпадения номеров в автографе и публикациях? Отчего при взгляде на «Альбом» как единый цикл не оставляет мысль, что здесь есть скрытая программа. Почему Чайковский разрушил цикл при издании? Ведь создается ощущение, что кто-то просто перетасовал «Альбом» как колоду карт и в «кукольный цикл» вклинился «Вальс», а пьеса «В церкви» в качестве завершающей сломала не только смысловую, но и тонально- тематическую арку…Возможно, эта вина невнимательного корректора? Но «Детский альбом» неоднократно издавался при жизни композитора. Почему же Чайковский не восстановил порядок автографа?
М. Месропова и А. Кандинский – Рыбников так отвечают на этот вопрос: «Возможно, Чайковский, создав цикл ( далеко превосходящий первоначальное намерение «сделать ряд маленьких отрывков»), решил сохранить его для себя – в рукописи, которую он передал в архив Юргенсона, а опубликовал облегченную, детскую редакцию «Детского альбома»- с тем, чтобы повременить обращаться к детям, с глубоко личной интерпретацией недетской проблемы жизни и смерти. Но вероятно, обдуманная, хотя и замаскированная несообразность местоположения нескольких пьес – не тайный ли призыв автора к потомкам разгадать и воссоздать замысел, оставшийся в рукописи?».
АВТОГРАФ | ПУБЛИКАЦИЯ |
1. Утренняя молитва | 1. Утренняя молитва |
2. Зимнее утро | 2. Зимнее утро |
3. Мама | 3. Игра в лошадки |
4. Игра в лошадки | 4. Мама |
5. Марш деревянных солдатиков | 5. Марш деревянных солдатиков |
6. Новая кукла | 6. Болезнь куклы |
7. Болезнь куклы | 7. Похороны куклы |
8. Похороны куклы | 8. Вальс |
9. Вальс | 9. Новая кукла |
10. Полька | 10. Мазурка |
11. Мазурка | 11. Русская песня |
12. Русская песня | 12. Мужик на гармонике играет |
13. Мужик на гармонике играет | 13. Камаринская |
14. Камаринская | 14. Полька |
15. Итальянская песенка | 15. Итальянская песенка |
16. Старинная французская песенка | 16. Старинная французская песенка |
17. Немецкая песенка | 17. Немецкая песенка |
18. Неаполитанская песенка | 18. Неаполитанская песенка |
19. Нянина сказка | 19. Нянина сказка |
20. Баба- яга | 20. Баба- яга |
21. «Сладкая грёза» | 21.«Сладкая грёза» |
22. «Песня жаворонка» | 22. «Песня жаворонка» |
23. «В церкви» | 23. «Шарманщик поёт» |
24. «Шарманщик поёт» | 24. «В церкви» |
Такая точка зрения достаточно обоснована. Но можно предложить и другую версию. Номера переставлены в издательстве, композитор же просто не придал этому значения. В громадной переписке Чайковского можно встретить немало упоминаний о значении того или иного опуса. «Детский альбом» он, похоже, считал сравнительно незначительным сочинением. Композитор писал детский, и только детский цикл. Но создавался он в эпоху величайшего душевного потрясения. Возник уникальный цикл, одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребенка – и одновременно одно из наиболее глубоких сочинений Чайковского. Автор показал, что у великих художников не существует самостоятельного «детского искусства», отдельно от искусства в высоком смысле слова.
АВТОГРАФ ПУБЛИКАЦИЯ
1. Утренняя молитва 1. Утренняя молитва
2. Зимнее утро 2. Зимнее утро
3. Мама 3. Игра в лошадки
4. Игра в лошадки 4. Мама
5. Марш деревянных солдатиков 5. Марш деревянных солдатиков
6. Новая кукла 6. Болезнь куклы
7. Болезнь куклы 7. Похороны куклы
8. Похороны куклы 8. Вальс
9. Вальс 9. Новая кукла
10. Полька 10. Мазурка
11. Мазурка 11. Русская песня
12. Русская песня 12. Мужик на гармонике играет
13. Мужик на гармонике играет 13. Камаринская
14. Камаринская 14. Полька
15. Итальянская песенка 15. Итальянская песенка
16. Старинная французская песенка 16. Старинная французская песенка
17. Немецкая песенка 17. Немецкая песенка
18. Неаполитанская песенка 18. Неаполитанская песенка
19. Нянина сказка 19. Нянина сказка
20. Баба- яга 20. Баба- яга
21. Сладкая грёза 21. Сладкая грёза
22. Песня жаворонка 22. Песня жаворонка
23. В церкви 23. Шарманщик поёт
24. Шарманщик поёт 24. В церкви
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально – тематического занятия ко Дню Победы «По страницам военного альбома» (старший дошкольный возраст)
Конспект музыкально - тематического занятия к великому празднику - Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей. Правила оформления и рекомендации по работе с альбомом.
Консультация содержит материал, позволяющий родителям выполнять альбом для проведения домашних занятий с ребенком, закрепляющий учебный материал. Подробно расписаны правила оформления альбома, предлож...
развлечение "Презентация Альбомов Здоровья"
Сценарий развлечения в рамках проекта "Будь здоров!". Детьми подготовительной группы и их родителями в течение учебного года были оформлены Альбомы здоровья, включающие в себя краткую информацию о реб...
«Кукла» ( по мотивам «Детского альбома» П.И.Чайковского)
Фрагмент занятия (слушание музыки) в старшей группе детского сада: «Кукла» ( по мотивам «Детского альбома» П.И.Чайковского)...
«Кукла» ( по мотивам «Детского альбома» П.И.Чайковского)
Фрагмент занятия (слушание музыки) в старшей группе детского сада: «Кукла» ( по мотивам «Детского альбома» П.И.Чайковского)...
«Кукла» ( по мотивам «Детского альбома» П.И.Чайковского)
Фрагмент занятия (слушание музыки) в старшей группе детского сада: «Кукла» ( по мотивам «Детского альбома» П.И.Чайковского)...
«Кукла» ( по мотивам «Детского альбома» П.И.Чайковского)
Фрагмент занятия (слушание музыки) в старшей группе детского сада: «Кукла» ( по мотивам «Детского альбома» П.И.Чайковского)...