Нравственно - патриотическое воспитание в ДОУ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных тем. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. В нашем детском саду мы ставим перед собой следующие цель и задачи.
Цель: воспитание гуманной духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
воспитывать уважение к труду;
развивать интерес к русским традициям и промыслам;
формировать элементарные знания о правах человека;
расширять представление о городах России;
знакомить детей с символами государства ( герб, флаг, гимн);
развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Особую роль в нашем детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию играет развивающая среда в группах ДОУ.
В патриотических уголках помещена государственная символика родного города и России. Здесь же находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Мой город», «Моя семья» и т. д.
Всю работу по нравственно – патриотическому воспитанию мы проводим по блокам.
1 блок. Моя семья. Мой дом.
Семья - источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О.В. Токмакова
Малыш впервые открывает Родину в семье. Именно в семье он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «любовь», «Родина».
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому.
В семье дети знакомятся с культурными традициями, любимыми занятиями всех членов семьи, понимают, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу, узнают родословную и профессии своих близких.
В детском саду уже с ясельной группы мы знакомим детей с понятием «семья».
Родители принимают активное участие в инновационных проектах, конкурсах «Моя семья».
2 блок. Детский сад.
Детский сад – дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей, цель которого – воспитать духовно богатых личностей с нравственными устоями доброты, милосердия, сострадания.
Дети знакомятся с профессиями работников детского сада. Воспитанники узнают, как важен труд каждого сотрудника детского сада.
В детском саду дети обретают друзей, находят себе интересные дела во всех видах деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в беседах, сюжетных играх, экспериментировании, экскурсиях и т.д.
3 блок. Моя малая Родина.
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным.
Малая Родина... Она может быть разной: маленький домик в деревне, своя улица в городе, но все это очень дорого нашему сердцу. Малая Родина-это маленький мир, в котором всегда уютно и тепло.
В рамках РМО, проводимого на базе нашего сада, в содружестве родителей, детей и педагогов разработаны следующие проекты:
«Мой дом – моя улица».
«Достопримечательности города Бутурлиновка».
«Моя малая Родина».
«Бутурлиновка – моя малая Родина».
«Город мой родной».
«Мой детский сад».
4 блок. Мой край родной.
"К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».
В. А. Сухомлинский.
Природа и окружающий мир родного края – это все то, что человек видит изо дня в день: общая атмосфера, пейзажи, климат, люди, растения и животные. В нашем детском саду мы учим любить и беречь природу, почтительно относиться к своим предкам, знать историю своего края. Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. В нашем детском саду мы приобщаем их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях: «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья» и т.д.
Наши воспитанники совместно с родителями сочинили сказки о природе родного края, разработали проект «Я – исследователь», экологические проекты разной направленности во всех возрастных группах.
5 блок. Родная страна.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. В нашем детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей сформировались элементы гражданственности и патриотизма. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям русского народа. Игры помогут детям закрепить знания о русском народном творчестве: сказках, праздниках, обрядах, народно-прикладном искусстве. Играя, дети узнают о народном быте России: жилище, костюмы, посуде и т.д.
Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представления о значении государственных символов России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.
Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
6 блок. Наша Армия.
Нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши отцы, деды, прадеды. Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Наши педагоги очень много времени посвящают Великой дате-празднованию Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы организуем и проводим мероприятия с детьми и родителями. В нашем детском саду своих воспитанников мы знакомим с людьми военных профессий, знакомим с историей возникновения праздников (день защитников Отечества и День Победы) через ООД, игровую, театрализованную деятельность, спортивные развлечения, праздники и т. д. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
7 блок. Права и обязанности.
Во всех странах мира ожидают, что дети вырастут ответственными и достойными гражданами, которые будут приносить пользу своему обществу. Правовое обучение – важнейшая часть общего образования, развития гражданской, социальной и правовой культуры. Все граждане мира, дети, молодежь должны научиться пользоваться своими правами с ответственностью, которая является частью их гражданских обязанностей.
В нашем детском саду разработан проект, который призван подвести детей к пониманию, что удовлетворение их базовых потребностей – являются их правом. В ходе проекта детям дается понимание взаимосвязи прав и обязанностей.
Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Мы используем игры разной тематики и различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно – ролевые, игры на воображение, подвижные игры, игры – драматизации, игры – путешествия.
8 блок. Работа в содружестве.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
выставки рисунков, поделок;
оформление групповых комнат;
благоустройство ДОУ;
бытовой труд в природе;
утренники, праздники, развлечения, соревнования;
природоохранные акции: «Посади цветок, дерево», «Скворушка», изготовление кормушек для птиц и т.д.
Наш детский сад тесно сотрудничает с районной детской библиотекой, Детской школой искусств, Домом детского творчества, ФОК «Звёздный», районным Домом культуры посредством совместных мастер – классов, посещения детьми занятий театральной, хореографической, художественной студий. В библиотеке организуются встречи с интересными людьми, тематические выставки, проводятся конкурсы рисунков.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства. Хочется верить, что проводимая работа в нашем детском саду по приобщению детей к общечеловеческим ценностям будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...