Развитие межполушарного взаимодействия у детей (статья).
статья

Литвинова Анна Алексеевна

Статья будет полезна как родителям детей дошкольного возраста, так и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия у детей (статья).

Формирование и развитие функциональной асимметрии полушарий начинает

происходить с раннего возраста под влиянием комплекса биологических и

социокультурных факторов. При этом врожденные предпосылки развития того или иного

типа асимметрии – это только предпосылки, а сама асимметрия в значительной степени

формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов.

Функциональная асимметрия полушарий выражается в различии в распределении нервно-

психических функций между правым и левым полушариями.

Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования

определенной структуры психики. С ней связаны такие психологические

противопоставления, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление,

гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств,

уже в значительной мере представленная у ребенка шести лет, формирует склонность к

преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или

«равнополушарный» типы мышления.

Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками,

символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное,

концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие,

обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария

определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер

познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект.

Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий:

абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное

повторение материала, тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы

закрытого типа, вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность

в умственной деятельности.

Правополушарный тип. Правое полушарие оперирует образами реальных предметов,

отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений.

Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное

мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней,

которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие,

обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие

невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию

гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте.

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: творческие задания,

привязанные к контексту, возможность экспериментировать, речевой ритм, работа в

группе, синтез нового материала, вопросы открытого типа, социальная значимость

деятельности.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из

полушарий. Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии

мышления.

Школьные методики обучения ориентированы главным образом на развитие левого

полушария и не учитывают наличие различных типов развития функциональной

асимметрии полушарий, а также разницу между мальчиками и девочками в скорости

развития левого полушария. Поэтому в наилучших условиях оказываются

левополушарные и равнополушарные девочки, а в самом невыгодном положении

оказываются правополушарные мальчики.

В настоящее время растет число детей со сниженной активностью левого полушария. У

таких детей наблюдается неспособность усваивать новый материал, неумение адекватно

читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают

«слепы» к целым фразам. Описанное состояние получило название «дислексия», что в

переводе с греческого обозначает «отрицание слова». При дислексии страдает

способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается

незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического

мышления. Задания же, наиболее трудные для детей с поражением правого полушария

(конструктивные, ориентировка в схематическом изображении пространственных

отношений, стереогнозис), выполняются большинством детей с дислексией на уровне

здоровых сверстников. Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и

на морфологическом уровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария,

которое подавляет созревание и функциональную активность левого полушария.

Таким образом, трудности в овладении чтением у детей связаны с нарушением

оптимального межполушарного взаимодействия. У старших дошкольников и у

первоклассников в начале года отмечается функциональное превосходство правого

полушария над левым. В конце первого года обучения ведущим полушарием становится

левое. В этом случае усвоение чтения происходит без осложнений. У детей, которые

начинают обучение в школе с левым доминирующим по уровню активности полушарием,

возникает дислексия. При этом темп чтения резко замедлен, но ошибок допускается мало.

То же происходит с теми учащимися, которые начинают обучение с правым активным

полушарием, но смены в активности полушарий к концу года не происходит (Р-тип

дислексии). В этом случае темп чтения относительно высок, но ошибок много. В норме

смена ведущего по активности полушария должна происходить с правого на левое в

течение года. Необходимость подобной реверсии межполушарного баланса связана с тем,

что на начальном этапе освоения грамоты, графической символики функционально

наибольшая нагрузка падает на системы мозга, ответственные за перцептивную обработку

зрительно-пространственной информации (усвоение графем).

Попытки оказать психологическое или дисциплинарное воздействие на ученика с

дислексией приводят к негативным последствиям. Неблагоприятно сказываются попытки

форсировать темпы овладения чтением: практически всегда это утяжеляет нарушения

чтения. Нередко дислексии сопутствует и дисграфия.

У подавляющего большинства детей дислексию можно было бы предотвратить, выбрав

оптимальный для них метод (аналитико-синтетический или зрительный) и темп обучения.

Для обеспечения гармонизации мыслительной деятельности ребенка необходима

дифференцированная система подбора корректирующих методик в соответствии с типом

асимметрии полушарий. Для развития межполушарных связей, а также для развития

правого и левого полушарий можно использовать комплексы кинезиологических

упражнений.

Диагностика показателей межполушарного взаимодействия

Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно

сменяющих друг друга:

• ладонь на плоскости,

• сжатая в кулак ладонь,

• ладонь ребром на плоскости стола,

• снова распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10

раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками

вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен к двум видам ошибок.

В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в

автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между

движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или

пропускают некоторые из них.

Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного

движения на другое

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить

различные позы пальцев:

• все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

• 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

• указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V;

• 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы

собраны в кулак («зайчик»);

• 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Развитие произвольных навыков органов речи

Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и

дифференцированной работе органов речевого аппарата. Точность, сила, объем движений

развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением

артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов,

необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых

движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Ребенку предлагается по подражанию выполнить 11 действий:

1) Улыбнуться

2) Надуть щеки

3) Сделать губы трубочкой «У»

4) Сделать губы, как при произнесении звука «О»

5) «Покатать орешки за щекой»

6) Высунуть язык лопаткой

7) Поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу

8) Положить язык на нижнюю губу

9) Поместить кончик языка в правый угол рта

10) Поместить язык в левый угол рта

11) Высунуть язык и сделать язык узким

Развитие навыка ориентировки в схеме тела

1. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив него

взрослым: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой

правого глаза и т. д. Задание может быть использовано для детей старшего дошкольного

возраста. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для

преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению.

2. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с

левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к

следующему, если нет – прекращают.

3. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо,

правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют

работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость

внимания, облегчают процесс письма.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин.

в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу

упражнений – 45–60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) между комплексами.

КОМПЛЕКС № 1

Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя

в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от

мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой

рукой отдельно, затем вместе.

Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют

друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости

стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой,

потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При

усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе

командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя. Можно

использовать и стихотворные строки.

Эти сложные движенья

Повторим мы без сомненья.

Вот кулак, ребро, ладошка.

Повторим ещё немножко?

Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять

в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими

руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).

Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с

точностью до наоборот».

КОМПЛЕКС № 2

Инструкция: «Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки».

Инструкция: «Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по

очереди кистями».

Инструкция: «Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой

руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для

каждой пары пальцев отдельно».

Инструкция: «Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет „1, 1–2, 1-2-3 и

т. д.“.

Инструкция: «Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним

пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой

рукой».

Инструкция: «Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами

правой руки, затем левой».

Инструкция: «Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой

(между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным;

безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)».

Инструкция: «По команде „Ухо!“ возьмись за ухо, по команде „Нос!“ – за нос». Взрослый

не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская

порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.

КОМПЛЕКС № 3

Инструкция: «Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам

ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз».

Инструкция: «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны.

Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».

Инструкция: «Бегай по комнате, размахивай руками и громко кричи. По команде

остановись и расслабься». Упражнение можно выполнять, сидя или лежа на полу,

размахивая руками и ногами.

Инструкция: «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично

поднимай пальцы по одному и называй их».

Инструкция: «Встань на четвереньки и ползи, не задевая расставленные предметы на

полу. Руки ставь крест-накрест».

Инструкция: «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами

обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно».

Для занятия с группой детей может быть предложена групповая гимнастика.

Групповая гимнастика[3]

Дети выходят на середину комнаты. Ведущий говорит им: «Сегодня мы выполняем

необычную гимнастику. Каждый из вас может хорошо управлять своим телом. Начали!»

1. Разминка в круге. Дети выполняют движения, стоя в круге:

Инструкция: «Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите

мордочки».

Инструкция: «А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры – идем на носочках бесшумно,

осторожно».

Инструкция: «Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко, плавно: выполняется бег

на носках по кругу и легкое покачивание кистями разведенных в сторону рук».

Инструкция: «Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко, плавно: выполняется бег

на носках по кругу и легкое покачивание кистями разведенных в сторону рук».

Инструкция: «Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и

мягко, плавно взлетаем, тянемся вверх, к солнышку: руки поднимаются через стороны

вверх, подъем на носках».

Инструкция: «Попрыгаем, как зайцы, чтобы стать ловкими и сильными: выполняются

легкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены».

Инструкция: «Теперь мы маятники – тяжелые, громоздкие – покачаемся из стороны в

сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от

пола».

Инструкция: «Сейчас мы пилоты – заведем мотор самолета, расправим крылья и

полетаем: выполняется бег по кругу, руки разведены в стороны».

Инструкция: «Течет прозрачная вода – мягко, плавно: выполняются „волны“ поочередно

правой и левой руками, взмахи руками в центр круга, „волны“ впереди себя».

Инструкция: «Идем через чащу резко, четко» – дети маршируют с высоким подниманием

колен и размашистыми движениями рук.

Инструкция: «Превращаемся в тряпичную куклу» – дети поднимают руки через стороны

вверх. Последовательно расслабляют кисти рук, сгибают руки в локтях, свободно

опускают руки вдоль корпуса, опускают голову. Затем наклоняют корпус, колени чуть

согнуты.

Инструкция: «Летаем, как бабочки, – легко, изящно: на носках кружимся».

Инструкция: «Отдыхаем» – дети стоят без движений, взявшись за руки, глаза закрыты.

Инструкция: «Покапаем, как мелкий и частый дождик» – быстро, легко выполняется бег

на носках.

Инструкция: «Полетаем, как озорной воробей» – мелкие и частые взмахи рук, легкий бег

на носках.

Инструкция: «А теперь полетаем, как орлы, – неторопливо, голова приподнята, спина

выпрямлена, выполняются неторопливые взмахи разведенными в стороны руками, бег по

кругу в умеренном темпе».

Инструкция: «Походим, как старая бабушка: спина согнута, одна рука на пояснице,

другая опирается на воображаемую палку, неторопливая походка».

Инструкция: «Попрыгаем, как веселый клоун, задорно, радостно» – дети, двигаясь по

кругу, выполняют поскоки.

Инструкция: «Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке: идем на носочках бесшумно,

вкрадчиво, мягко».

Инструкция: «Пощупаем кочки на болоте – аккуратно, осторожно: руки на поясе,

выполняется приставной шаг.»

Инструкция: «Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро» – дети бегают по комнате,

придерживаясь за воображаемую метлу.

Инструкция: «Радостно побежим навстречу маме» – дети быстро подбегают к ведущему.

2. Маленькое семечко. Ведущий предлагает детям превратиться в маленькое семечко.

• Дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают ее руками.

• «Садовник» очень бережно относится к семенам, поливает их – гладит детей по голове.

• С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек: дети

по знаку ведущего поднимают головы и выпрямляются.

• Появляются веточки с бутонами: дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.

• Наступает радостный момент – бутоны раскрываются: дети разжимают кулачки, и

росток превращается в прекрасный цветок, потом цветок хорошеет, улыбается цветам-

соседям – по примеру ведущего дети друг другу улыбаются.

• Цветок кланяется своим соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками:

ведущий предлагает детям кончиками пальцев дотронуться до своих товарищей.

• Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с

непогодой: дети выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены

в стороны, кисти рук свободно опущены.

• Ветер срывает лепестки и листья: дети сгибают руки в локтях, затем свободно опускают

их вдоль корпуса, опускают голову. Цветок сгибается, клонится к земле: наклон вниз,

руки свободно опущены.

• Пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко: дети снова

приседают, закрывают голову руками. Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро

опять наступит весна, и оно оживет.

3. Самолеты

• «Мотор». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки вперед,

вращать согнутыми в локтях руками одна вокруг другой, вернуться в исходное

положение.

• «Насос». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед,

попеременно поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, вернуться в исходное

положение.

• «Ремонт колес». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять правое

колено, хлопнуть по нему обеими руками, опустить. Выполнить то же движение, но

поднимать левое колено.

• «Самолеты взлетают». Исходное положение – то же. Присесть, руки вытянуть в стороны,

встать.

• «Самолеты летят». Исходное положение – то же. Поднять руки в стороны. Опустить.

4. Цапля

• «Цапля достает лягушку из болота». Исходное положение: ноги на ширине плеч, левая

рука на поясе, правая внизу. На 1–2 – наклониться, дотронуться правой рукой до носка

левой ноги, колени не сгибать, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для

другой ноги.

• «Цапля стоит на одной ноге». Исходное положение: руки на поясе, на 1–2 – развести

руки в стороны, поднять правую ногу, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же

для другой ноги.

• «Цапля глотает лягушку». Исходное положение: присесть на коленях или на пятках. На 1

– поднять руки вверх и хлопнуть над головой, одновременно приподняться на коленях, на

2 – вернуться в исходное положение.

• «Цапля стоит в камышах». Исходное положение: руки на поясе. На 1–2 – наклониться

вправо, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево.

• «Цапля прыгает». Исходное положение: руки на поясе. На 1 – прыжком правая нога

вперед, левая назад. На 2 – вернуться в исходное положение. На 3 – прыжком левая нога

вперед, правая назад. На 4 – вернуться в исходное положение. На 4 счета – ходьба на

месте.

5. Повторялки. Ведущий выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по

коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за

ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто

вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры.

Заключительная часть. Дыхательные упражнения: на 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета

– медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета –

медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета –

резкий выдох («животом»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Мастер-класс "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через кинезиологические упражнения"

Информация о пользе кинезиологических упражнений для умственного развития ребенка с точки зрения науки о развитии головного мозга . Даны описания некоторых упражнений....

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста как основа интеллектуального развития»

мастер - класс,  цель которого состоит в том, чтобы раскрытить суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинези...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ как основа интеллектуального развития.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ как основа интеллектуального развития.В последнее время, мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей и да...