Консультация для родителей "Игровая деятельность в период адаптации в детском саду"
консультация

Готочкина Ирина Васильевна

В консультации говорится об играх и игровых моментах для снятия напряженного, тревожного состояния ребенка начавшего впервые

посещать детский сад. Определяются требования к играм в адаптационный период, правила организации игр в период адоптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_v_period_adaptatsii.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность в период адаптации в детском саду

 

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.

Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения

Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

-помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

-помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;

-развивает искусство общения;

-помогает управлять своими чувствами;

-дает возможность пережить массу эмоций.

Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации определенной системности. В период адаптации первоначальные игры должны быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.

Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

-знакомство;

-игры с использованием игрушек и предметов;

-контакт руками;

-телесный контакт.

 

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют

соблюдения нескольких условий:

Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры.  Во многих играх используются стихотворения и потешки.

В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.

В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.

В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.

 

Полезно использовать игры в сухом бассейне, массаж, самомассаж, пальчиковые игры – через них в том числе происходит знакомство со взрослым.

Полезно использовать игры на коленках с детьми раннего возраста.

  Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов)  - не только ключ  к созданию нерасторжимых уз между ребенком и взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей. Отношение ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его отношениях с родителями. Видя теплую и чуткую заботу со стороны родителей (педагогов), дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.

Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять.

Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период детей. Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.

Игра: «Раз, два, три, бум!»

-Усадите ребенка на колени лицом к себе.

 -Произнесите: «Раз, два, три, бум!» – и очень аккуратно прижмите лоб ребенка к себе.

- С теми же словами прижмите нос ребенка к себе.

 -Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела ребенка:

локти, колени, щеки, уши, подбородок.

Игра: «Прыг – скок»

·         Посадите ребенка себе на колено, крепко держа его под мышками.

·         Подбрасывая ребенка на колене, читайте или пойте следующий стишок:

·         Прыг – скок,

·         Вверх и вниз.

·         И все сначала:

·         Прыг – скок, прыг – скок,

·          Оп, но только, чур, не падать.

·         На последней фразе наклоните малыша в сторону.

·         Прочитайте стишок (песенку) еще раз и на последней фразе наклоните ребенка в другую сторону.

Игра: « Игра в объятия»

·         Чаще обнимайте своего малыша – это очень полезно для развития его мозга. Еще важнее – в минуту опасности.

·         Если ваш малыш забредет туда, где ему не следует находиться, подхватите его на руки, прижмите к себе и объясните: «Туда тебе ходить нельзя – это опасно». По тону вашего голоса он поймет, что совершил что – то нехорошее. По объятию при произнесению этих слов он почувствует, что вы заботитесь о нем и хотите его защитить. Это повышает уровень взаимного доверия.

Игра: «Ехали, мы ехали»

-Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту:

Ехали, мы ехали

В лес за орехами

На бочке, на бочке

По ровненькой дорожке

Темной – темной ночкой

По кочке, по кочке.

Утром - по оврагам,

Днем – по ухабам,

Заехали на горку,

 И в ямку – бух!

 

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для пальчиков помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет), способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.

 

1.Мы капусту рубим-рубим (изображаем, как будто мы рубим ребром ладони)

Мы капусту трем-трем (трем ладошка о ладошку)

Мы капусту солим-солим (соответствующее движение щепоткой)

Мы капусту мнем-мнем (мнем руками)

 

2.Этот пальчик бабушка

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик мама

Этот пальчик папа

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья

(поочередно показываем каждый пальчик)

 

Раз, два, три, четыре, пять (разжимаем пальцы из кулачка по одному)

Вышли пальчики гулять

Пошел дождик – в домик спрятались опять.

Нет пальчиков

Где же наши пальчики?

Вот они наши пальчики!

 

Ротик мой умеет кушать

Нос дышать, а ушки слушать

Могут глазоньки моргать

Ручки все хватать, хватать (хватаем)

             (поочередно показываем)

 

Тесто мы месили, месили, месили (сжимать, разжимать кулачки)

Мы пирог лепили, лепили, лепили (лепим пирог)

Шлеп, шлеп, шлеп

Слепили мы большой пирог! (разводим руками – большой)

 

Этап знакомства-сближения со взрослым и детьми в группе завершается играми коллективными. По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.

Для сближения детей друг с другом и с воспитателем могут проводиться следующие игры:

• «Ножки»

• «Пузырь»

• «Карусели»

• «Лови – лови»

• «Куклы пляшут»

После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут начинать играть в совместные игры, организованные ведущим, в ходе которых происходило взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам.

Это в основном подвижные игры с правилами. Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников.

Могут быть следующие игры:

• «Зайка»

• «Лохматый пес»

• «Воробушки и автомобиль»

• «Солнышко и дождик»

• «Курочка-хохлатка»

• «Кот и мыши»

После проведения совместных игр по роли и правилу детям могут быть предложены новые игры, в которых игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Детям очень нравятся такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а уже налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушки.

В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции и названии предмета.

Данные игры стимулируют развитие процессуальной игры. Это следующие игры:

• «Мишка заболел»

• «Совместный обед»

• «Кукла хочет спать»

• «Погладим белье»

 

 

Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

-хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;

-затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, например - нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора "Лего", игра резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой;

-сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры;

-лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, куклы Бибабо, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички;

-необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

 

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

-всем детям предлагаются одинаковые предметы;

-инициатором игры выступает взрослый.

 

 

Правила организации игр в период адаптации:

 

Правило 1:

Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2:

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3:

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило 4:

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5:

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

 

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Период адаптации к детскому саду есть и у родителей».

Малышы подрастают.Родители приводят их в детский сад. У малышей начинается период адаптации, а вместе с ними адаптируются к детскому саду и родители....

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду»

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду» является частью комплексной программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» по адаптации детей раннего и младшего в...

Консультация для воспитателей: "Игровая деятельность в период адаптации в детском саду"

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и &qu...

Консультация о питании детей в период адаптации в детском саду "Ложечку за маму, ложечку за папу...."

Причины отказа ребенка от еды в детском саду и способы их устранения....

Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .

Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ....

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ."...

Консультация "Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период  адаптации к детскому саду.   Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В ...