Статья на тему развитие речи в первой младшй группе
статья (младшая группа)

Богдановская Вера Георгиевна




Очень познавательная статья для родителей. В ней обсуждаются проблемы по развитию речи детей.




 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для ребенка первой младшей группы задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками.
Речь формируется в процессе жизнедеятельности детей : в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях.
Для формирования речи важное значение имеет ориентировка в окружающем.
Дети первой младшей группы по указанию воспитателя должны находить предметы по названию, цвету, размеру, называть их местоположение, имитировать действия людей, и движения животных. Обогащать словарь:
существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных;
глаголами, обозначающими трудовые действия (гладить, поливать и т.д.), действия, противоположные по значению (закрывать, открывать, снимать, одевать и т.д.), действия, характеризующие взаимоотношения людей и их эмоциональное состояние (помочь, пожалеть, плакать, обижаться, радоваться):
прилагательными, обозначающими цвет, величину. Вкус, температуру предметов (красный, синий, большой, холодный и т.д.)
наречиями (далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, скользко).
С целью формирования словаря в своей работе на занятиях с детьми на прогулке стараюсь вовлечь детей понаблюдать за работой взрослых, за детьми старших групп, за различными транспортными средствами, учимся различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы, тракторы, кран), на происходящие изменения в окружающем , за животными , знакомлю детей с особенностями их внешнего вида, с повадками, чтобы дети могли не только усвоить слова, но и научились их употреблять по собственному усмотрению. В группе учимся сравнивать предметы, устанавливаем между ними сходство и различия. Например, яблоко и мяч круглые, яблоко мы едим, а с мячом мы играем.
Для развития речи использую картины. Это и с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картины. Мы рассматриваем их, подробно рассказываю о том. Что изображено на картине, и по ходу рассказа задаю детям вопросы. В следующий раз, рассматривая эту же картину можно еще что – то добавить, или найти сходство с окружающей действительностью. В результате у детей формируется не только умение повторять вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
В начале учебного года большинство детей моей группы пришли с небольшим активным словаре. В них преобладали упрощенные слова. Такие как бибика, ляля, там, туда. В своей речи стараюсь не допускать упрощенных слов, добиваюсь, чтобы и ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета. Например, Катя, на столе лежит новая книжка, принеси ее, пожалуйста. Катя, ты откуда взяла эту книжку?
Большое место в формировании словаря и развитию связной речи детей отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, потешек, и других фольклорных форм. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.
При чтении художественной литературы вначале я один и тот же рассказ повторяю несколько раз. Потом побуждаю ребенка повторять за собой слова и фразы, затем задавая вопросы, учу отвечать на них, а позднее его рассказать самостоятельно. Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.
Сюжетно – развивающие игры тоже помогают всесторонне развивать речь детей: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, активизир
·ует разнообразный словарь.
На таких занятиях с детьми разыгрываю какие – нибудь сюжеты (кормление, укладывание, купание, одевание кукол). При развертывании сюжетов беру много названий различных предметов (посуда, одежда), показываю действия с ними и раскрываю их назначении, при этом закрепляются навыки, приобретаемые в режимных процессах, нормы поведения, развивается диалогическая речь. По ходу выполнения действий привлекаю детей к активному участию в происходящем (расставлять посуду, снять с куклы шапку)
На занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по физической культуре дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. Их обучаю выполнять элементы разнообразных видов деятельности (рисовать, слушать, лепить, возводить элементарные постройки). Для этого требуется определенные знания, умения, представления о некоторых технических приемах, соблюдение правил. В результате накапливается словарь, происходит усвоение грамматического строя речи. Пассивный словарь постепенно переходит в активный.
Звуковая культура речи.
Детей I младшей группы нужно упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса.
Работая с детьми над формированием правильного произношения звуков, мы часто играем в игры, где дети подражают разным животным, транспорту. Например, «полетаем на самолете» -у-у-у-у-у, «как лошадка радуется» -и-и-го-го, «как кричит гусь» -га-га-га.
Хорошо отрабатываются правильное произношение слов при повторении за воспитателем потешек , стихотворений.
Приучая детей менять громкость голоса, темп речи, мы часто повторяем выученные потешки , стихотворения тихим и громким голосом. Формирование правильного звукопроизношения осуществляется, прежде всего, за счет хорошо развитого звукового внимания и слухового восприятия. С этой целью я часто провожу дидактические игры , такие как «Кто к нам пришел», «В зоопарке», «Угадай, что звучит» и т.д. Воспитатель произносит звукоподражания разным животным, играет на разных инструментах – дети их отгадывают.
Грамматический строй речи. Детей первой младшей группы нужно учить правильно, употреблять существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам. Использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под)
В этой работе нам помогают такие игры как «Поручения», «Что, где лежит?», «Поможем игрушкам добраться домой». Например, воспитатель дает детям разные поручения: «отнеси, пожалуйста , мячик в корзину», «положи , пожалуйста, кубик под шкаф», принеси , пожалуйста, с полки книжку».
Связная речь. Дети в этом возрасте учатся понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения. Отвечать на простейшие вопросы. Хорошо помогают для развития связной речи беседы с детьми о событиях из личного опыта, например, «Что ты видела по дороге в детский сад?» «Как вы провели выходные дома». Очень нравится детям рассказывать о новой игрушке, об изображенном на картине. Еще мы играем в дидактические игры «Что делает Мишутка?», «Что нам привез Мишутка?». Воспитатель показывает картины про Мишутку, дети составляют про него рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Цель: развитие речевой активности детей.Задачи: 1) учить отчётливо и по возможности произносить звук у; 2) обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет (красный, жёлтый, зелёный); 3) об...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»...

развитие речи в первой младшей группе статья

Развитие речи в первой младшей группе (из опыта работы)В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этой задаче в дет...

Статья "Развитие речи в первой младшей группе"

Речь – один из важнейших навыков человека, позволяющий ему присваивать, преобразовывать и передавать опыт, сформированный в течение всей человеческой истории....