"Направления работы по формированию психологической базы речи"
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье подробно описаны направления работы учителя-логопеда по формированию психологической базы речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Направления работы по формированию психологической базы речи
I. Развитие зрительного восприятия
- Быстрое узнавание предметов на картинках.
- Узнавание предметов, обозначенных символами:
а) предметы, изображенные контурной линией;
б) предметы, изображенные пунктиром;
в)изображения, перечеркнутые линиями различной конфигурации.
- Соотношение части и целого:
а) каждой фигуре свое место;
б) из ряда фигур найди место;
в) работа с шахматной доской;
г) конверт с заплатами.
- Синтезирование предметов из частей (разрезкой материала):
а) сложить предмет из функционально различных частей;
б) сложить по прямой линии;
в) сложить по ломаной линии.
- Быстрое узнавание буквы.
- Синтезировать буквы из элементов.
- Трансформировать буквы (из одной в другую).
- Группировать буквы попарно (по принципу графического сходства).
II. Развитие тактильного восприятия
- Умение узнавать на ощупь знакомые предметы.
- Умение узнавать предметы, похожие по каким-то признакам.
- Предметы, отличающиеся фактурными признаками (Найдите все круглое, пушистое, шероховатое).
III. Развитие слухового восприятия
- Умение на слух различать контрастные и сложные по звучанию игрушки.
- Определение направления звуков.
- Умение соотносить бытовые звуки с ситуацией.
IV. Развитие памяти
- Зрительная кратковременная память.
- Зрительная линейная память.
- Слуховая память на линейный ряд:
а) прием перевернутой картинки;
б) метод наращивания слов в предложении;
в) запоминание рядов слов, объединенных ситуацией;
г) воспроизведение ряда слов (особое внимание обращаю на глагольный ряд).
V. Формирование мышления
- Группировать предметы по разным признакам:
а) по цвету, по форме, по объему;
б) обобщение по родовидовым отношениям;
в) обобщение живой – неживой.
- Умение устанавливать рядом предметы по нарастанию и убыванию ведущего признака.
- Умение соотносить два родя признаков.
- Умение находить различное и общее в предметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психологической базы речи
Материал данной методической разработки направлен на обобщение и систематизацию знаний педагогов об особенностях развития основных психических процессов детей, страдающих речевыми нарушениями....
Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.
Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...
основные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников
основные направления работы по формированию грамматического строя речи дошкольника...
Формирование психологической базы речи дошкольников с СНР.
Формирование психологической базы речи дошкольников с СНР....
Методическая разработка дидактического пособия по формированию психологической базы речи у дошкольников на краеведческом материале «Родной свой край люби и знай!»
Методическая разработка дидактического пособия «Родной свой край люби и знай» посвящена вопросам формирования психологической базы речи дошкольников на основе краеведческого материал...
Формирование и развитие психологической базы речи на коррекционных занятиях учителя-логопеда детском саду
Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. Речь - высшая психическая функция, которая свойственна только человеку.Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессам...