"Направления работы по формированию психологической базы речи"
статья по коррекционной педагогике на тему

В статье подробно описаны направления работы учителя-логопеда по формированию психологической базы речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Направления работы по формированию психологической базы речи

I. Развитие зрительного восприятия

  1. Быстрое узнавание предметов на картинках.
  2. Узнавание предметов, обозначенных символами:

а) предметы, изображенные контурной линией;

б) предметы, изображенные пунктиром;

в)изображения, перечеркнутые линиями различной конфигурации.

  1. Соотношение части и целого:

а) каждой фигуре свое место;

б) из ряда фигур найди место;

в) работа с шахматной доской;

г) конверт с заплатами.

  1. Синтезирование предметов из частей (разрезкой материала):

а) сложить предмет из функционально различных частей;

б) сложить по прямой линии;

в) сложить по ломаной линии.

  1. Быстрое узнавание буквы.
  2. Синтезировать буквы из элементов.
  3. Трансформировать буквы (из одной в другую).
  4. Группировать буквы попарно (по принципу графического сходства).

II. Развитие тактильного восприятия

  1. Умение узнавать на ощупь знакомые предметы.
  2. Умение узнавать предметы, похожие по каким-то признакам.
  3. Предметы, отличающиеся фактурными признаками (Найдите все круглое, пушистое, шероховатое).

III. Развитие слухового восприятия

  1. Умение на слух различать контрастные и сложные по звучанию игрушки.
  2. Определение направления звуков.
  3. Умение соотносить бытовые звуки с ситуацией.

IV. Развитие памяти

  1. Зрительная кратковременная память.
  2. Зрительная линейная память.
  3. Слуховая память на линейный ряд:

а) прием перевернутой картинки;

б) метод наращивания слов в предложении;

в) запоминание рядов слов, объединенных ситуацией;

г) воспроизведение ряда слов (особое внимание обращаю на глагольный ряд).

V. Формирование мышления

  1. Группировать предметы по разным признакам:

а) по цвету, по форме, по объему;

б) обобщение по родовидовым отношениям;

в) обобщение живой – неживой.

  1. Умение устанавливать рядом предметы по нарастанию и убыванию ведущего признака.
  2. Умение соотносить два родя признаков.
  3. Умение находить различное и общее в предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологической базы речи

Материал данной методической разработки направлен на обобщение и систематизацию знаний педагогов об  особенностях развития основных психических процессов детей, страдающих речевыми нарушениями....

Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...

основные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников

основные направления  работы по формированию грамматического строя речи дошкольника...

Формирование психологической базы речи дошкольников с СНР.

Формирование психологической базы речи дошкольников с СНР....

Методическая разработка дидактического пособия по формированию психологической базы речи у дошкольников на краеведческом материале «Родной свой край люби и знай!»

Методическая разработка  дидактического пособия «Родной свой край люби и знай» посвящена вопросам формирования психологической базы речи дошкольников на основе краеведческого материал...

Формирование и развитие психологической базы речи на коррекционных занятиях учителя-логопеда детском саду

Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. Речь - высшая психическая функция, которая свойственна только человеку.Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессам...