Программа работы с родителями 1 младшей группы
рабочая программа (младшая группа)
Цели и задачи программы
1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
3. Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.
6. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Селиванихинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ
1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Гномики»
Воспитатель: Мамонтова О.В.
2019г.
Пояснительная записка
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно - ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что сможет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности, может способствовать успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада.
Актуальность
Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенка группы детского сада до его поступления в школу.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГОС ДО, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка. Практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Методологической основой программы является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями. Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ в период введения ФГОС ДО через технологию образования родителей и личностно–ориентированную систему общения, направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей.
Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи заложены следующие принципы:
- Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей.
- Единое понимание педагогами и родителей целей и задач воспитания и образования детей.
- Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов;
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.
Программа взаимодействия ДОУ и семьи разработана в соответствии со следующими принципами:
- отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО, Уставом МБДОУ д/с № 3 «Сказка»;
- охватывает такие аспекты совершенствования ДОУ, как: воспитательно-образовательные; научно-методические; организационно-управленческие.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ.
Цели и задачи программы
1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
3. Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.
6. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Программные мероприятия
Первоочередные мероприятия с родителями:
1. Социальный анемнез семьи.
2. Составление и заполнение социально-демографического паспорта семьи.
3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.
4. Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей.
5. Анализ типов семей воспитанников.
6. Определение стилей воспитания в семье.
7. Определение педагогической компетенции родителей
Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ
I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.
III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Основные блоки по работе с родителями
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической компетенции родителей | Лекции, семинары, практикумы, родительские собрания, консультации, конференции и т.д. |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельность ДОУ | Соревнования, конкурсы, викторины, досуги, родительская почта (обмен мнениями), совместные мероприятия, дни открытых дверей |
Алгоритм взаимодействия с семьей
I стадия. Поиск контактов при 1 встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросам.
II стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
III стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
IV стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
V стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, на перевоспитание ребенка.
VI стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.
Ожидаемые результаты:
На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Перспективный план мероприятий по взаимодействию с родителями на 2019 – 2020 год
в 1 младшей группе
СЕНТЯБРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Наглядная информация: «Режим дня», «Наши занятия», «Адаптация», «Визитка», «Что должно быть в шкафчике» | Беседы по адаптации | 1 неделя |
Конкурс поделок | Советы по созданию поделок | 9-15 сентября |
Консультации: «Социально – личностное развитие ребенка», «Особенности развития ребенка 2-3 лет» | Ответы на возникшие вопросы родителей «Сведения о ребёнке и родителях» | 3 неделя |
Родительское собрание «Давайте познакомимся!» | Консультация «Алгоритм одевания, умывания» | 4 неделя |
ОКТЯБРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Наглядная информация: стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой» | Беседа «Совместный труд» | 1 неделя |
Консультации: «Роль малых фольклорных произведений в речевом развитии детей», «Безопасность детей на дорогах» | Ответы на возникшие вопросы родителей | 2 неделя |
Наглядная информация: « Развитие личности ребенка в раннем возрасте», «Можно ли обойтись без наказания?» | Рекомендации и пожелания родителей по работе группы | 3 неделя |
Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!» | Беседы с родителями. Ответы на возникшие вопросы родителей | 4 неделя |
НОЯБРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Наглядная информация: «Как беречь здоровье» | Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения. | 1 неделя |
Консультация «Права ребенка в семье» | 2 неделя | |
Наглядная информация: «Роль дидактической игры в семье и детском саду». | Беседы с родительским комитетом о подготовке к новогодним праздникам | 3 неделя |
Пополнение альбома «Любимые потешки, песенки наших детей» | Советы по оформлению, подбору материала | 4 неделя |
ДЕКАБРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Консультация «Читаем всей семьёй!» | Анкета «Что и как читаем дома?» | 1 неделя |
Участие родителей в конкурсе поделок к Новому Году | Советы по созданию поделок | 2 неделя |
Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику | Беседы по запросу родителей | 3 неделя |
Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения», «Готовимся к празднику». | Подготовка к утреннику – костюмы, заучивание стихов | 4 неделя |
ЯНВАРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
День добрых дел «Снежные постройки». | Советы по изготовлению построек, горки, использованию орудий труда, договорённость о сборе родителей. | 3 неделя |
Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок). | Советы, рекомендации по вечерней прогулке с родителями. | 4 неделя |
ФЕВРАЛЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Консультация « Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников»; «Как уберечь ребенка от травм». | Ответы на возникшие вопросы родителей | 1 неделя |
Наглядная информация «Роль отца в семейном воспитании» | Анкета « Физкультура в семье» | 2 неделя |
Поделки для пап, поздравительная газета « День защитника Отечества!» | Поздравление пап с праздником | 3 неделя |
Родительское собрание «О здоровье всерьез» | Знакомство с повесткой собрания | 4 неделя |
МАРТ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Поздравительная открытка для мам | Беседы о подготовке утреннику, подарки | 1 неделя |
Выставка семейных поделок «Золотые руки наших мам». | Советы по изготовлению поделок | 2 неделя |
Консультация: "Использование народного творчества в процессе познавательной деятельности" | Консультации по подбору произведений устного народного творчества | 3 неделя |
Совместное создание в группе огорода. | Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода | 4 неделя |
АПРЕЛЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей». | Беседы с родителями. Ответы на возникшие вопросы родителей | 1 неделя |
Наглядная информация «Музыка в жизни ребенка» | Помощь в подборе музыкального репертуара | 2 неделя |
Наглядная информация «Новая жизнь бросового материала», | Работа с родительским комитетом: составление перечня материалов для изготовления выносного материала | 3 неделя |
День добрых дел «Выносной материал». | Советы, рекомендации, просьбы, пояснения по изготовлению | 4 неделя |
МАЙ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Фотовыставка « Мы уже большие!» | Беседы по воспитанию КГН | 1 неделя |
Практикум для родителей по летнему отдыху детей « Мы любим отдыхать», « Ребенок и дорога». | Советы по организации безопасного отдыха | 2 неделя |
Помощь в подготовке участка к летнему периоду. | Обсуждение обустройства клумб, игрового оборудования | 3 неделя |
Итоговое родительское собрание. | Ответы на возникшие вопросы родителей | 4 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями (младшая группа)
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания....
Перспективное планирование работы с родителями младшей группы на 2014-2015 г.г
Перспективное планирование работы с родителями младшей группы...
План работы с родителями Младшая группа 2015 – 2016 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКАДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №57План работы с родителямиМладшая группа 2015 – 2016 учебный годПодготовила воспитатель: Колба...
План работы с родителями младшей группы
План работы с родителями во второй младшей группе...
Программа работы с родителями средней группы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Огонек здоровья»
ЗОЖ с родителями...
Программа работы с родителями старшей группы на 2016-2017 учебный год.
Цель программы: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Вовлечение родителе...