Консультация для родителей "Нормы звукопроизношения"
консультация
Консультация о нормах звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_zvukoproiznosheniya.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Возрастные нормы произношения звуков»
учитель – логопед Вагнер О. В.
По данным научных исследований в настоящее время в России стремительно растет количество детей, имеющих проблемы со звукопроизношением. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет не только на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, а также препятствует овладению связной речью, письмом и чтением.
Большинство родителей понимают важность правильного произношения звуков, но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры для исправления звукопроизношения. В результате часто можно столкнуться с такими ситуациями, когда двух - трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», или наоборот упорно не замечают «каши во рту» пяти - шестилетнего ребенка и считают, что само всё исправится.
Далее рассмотрим возрастные нормы произношения звуков. Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.
1,5 – 2 месяца - появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау». Гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «хо». Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.
12 месяцев - ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова типа мама, папа, дядя. Ребенок четко произносит гласные: [а], [о], [у], согласные: [м], [б], [к], [г]. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.
- 2 года - дети начинают четко произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуком [и]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.
К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», активный словарь к 2-м годам составляет 300 - 400 слов.
2 – 3 года - до трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.).
К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
В этом возрасте ребёнок легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов.
3 – 4 года - постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»).
Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].
К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.
Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложносочиненные предложения (На улице холодно и идёт дождь).
4 – 5 лет - ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: «ау», «уа», «иа».
В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов.
5 - 6 лет - шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой).
К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.
6 -7 лет - ребёнок правильно произносит любые звуки и строит предложения, в 7 лет появляется письменная речь.
Уважаемые родители! Будьте внимательны, прислушивайтесь к речи своего малыша! И если ребёнок произносит звук искажённо (заменяет на другой вместо нормативного или пропускает его), отказывается говорить, то вне зависимости от возраста необходимо срочно обратиться к специалисту. Не тяните время, не думайте, что пройдёт само. Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи (что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки).
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Последовательность появления звуков в речи детей
Возраст | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 5-6 лет |
Звуки | А, О, Э, П, Б, М | И, Ы, У, Ф, В Т, Д Н К, Г Х Й | С, З, Ц Ш, Ж Ч, Щ | Л, Р |
Список литературы:
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей
https://puzkarapuz.ru/content/1817
https://rechrebenka.ru/normy-poyavleniya-zvukov-rechi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Развитие правильного звукопроизношения»
Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к...
Основные виды нарушений звукопроизношения и причины их появления у детей. Значение исправления недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте.
Материал о видах нарушений звукопроизношения и причинах их появлений....
Консультация: «Работа над звукопроизношением»
Консультация: «Работа над звукопроизношением»...
Консультация "Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии"
Для своевременного и правильного проведения коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии логопеду необходимо тщательно продиагностировать произносительную сторону речи д...
Консультация "Формирование правильного звукопроизношения"
Консультация для родителей детей старшей группы на тему: «Формирование правильного звукопроизношения»...
Консультация "Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста".
Консультация "Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста"....
консультация «Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики»
Консультация "Формирование парвильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики"...