Сообщение на родительском собрании «Развитие общей и мелкой моторики детей».
консультация (подготовительная группа)
Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что ребёнок к году говорит лишь два – три слада. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слад. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36._soobshchenie_na_rodit._sobr._razvitie_obshchey_i_melkoy_motoriki_12_oktyabrya.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на родительском собрании 12 октября, 2016г.
«Развитие общей и мелкой моторики детей».
Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что ребёнок к году говорит лишь два – три слада. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слад. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
У нормально развивающего ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после года и 2 месяцев – года и 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова, нужно бить тревогу. После полутора лег у ребёнка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама. дай. Пана, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребёнок способен рассказать наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребёнок способен произносить большинство звуков речи.
Заботится о своевременно развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих учёных, таких как: И.И.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи, Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти их. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой форма общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функций руки и речи шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реляций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Ритм речи, особенно, ритм стихов, поговорок, скороговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики, С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный ритм речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Предлагаемые стихи рассчитаны на детей разных возрастов и уровней речевого развития.
В начале – самые простые стихи. Их можно читать детям, у которых есть заметные трудности в овладении речью и развитии тонкой моторики. Чем дальше, тем сложнее движения рук и пальцев и текст, стихов. Не следует ставить перед ребёнком трудновыполнимую задачу.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните вместе с ребёнком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребёнку выполнить самостоятельно. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.
Начните с простейших инструкций;
- Пройди прямо от стола к двери.
- Обойди вокруг стола (стула).
- Встань на скамеечку и т. д.
Понаблюдайте, насколько правильно ребёнок выполняет простые инструкции; шаг за шагом, на носочках, на пятках.
Вот примерные задания;
- Пройди по комнате (по кругу, а я буду в ладоши хлопать, помогать тебе (ребёнок должен шагать в заданном ритме).
- Выполняй мои команды: Руки вперёд, в стороны, вверх, вниз.
Левую руку – влево, правую – вправо.
Левую – на бок, правую – на голову.
Правую ноту вперёд, левую – приставить.
Ребёнок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом – более сложные.
- Положите на пол доску шириной 20см. Попросите ребёнка пройти по ней, не сходя на под, вперёд и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на под.
- По доске нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.
- На полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Ребёнок идёт по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки в стороны.
- Ребёнок шагает по шнуру, выложенному зигзагообразно и т. д.
Предлагая ребёнку выполнить различные упражнения для рук, постепенно усложняйте их.
«Петрушка» – Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
«Маятник» – Слегка наклонившись. Руки – вниз, перед собой; раскачиваются
параллельно вправо – влево.
«Балерина» – Стоя. Широкий взмах руками, разведёнными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.
Ребёнок учится, подражая. Наблюдения за животными помогут ребёнку, подражая повадкам зверей, совершенствовать свои движения, развивать их выразительность, точность, разнообразие. Он научится управлять своим телом. Понаблюдайте вместе с ним за животными в деревне, в зоопарке, по телевидению. Назовите точными словами их действия, повадки.
«Театр зверей»
Малыш с удовольствием будет изображать то одного, то другого зверя.
«Зайчик» – Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперёд, назад, вбок.
«Лисичка» – Руки – перед грудью. Мягко переступает на носочках - (крадётся). Поворачивает голову вправо, влево. Оборачивается на ходу, оглядывая свой пушистый хвост.
«Ежики» – Сложить вместе согнутые лапки, слегка присесть, переступая мелкими шажочками. Свернуться клубком: присесть, обхватив руками колени, голову - вниз.
«Кошечка» – Встать на четвереньки, вытянуть правую переднюю лапу вперёд, опереться на неё, подтянуть заднюю лапу. Затем тоже – левой рукой и ногой. Прогнуться.
«Мишка» – Руки опущены, тело наклоняется слегка вперёд. Медведь переваливается с ноги на ногу.
Развитие тонкой моторики.
Игры с мелкими предметами. Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребёнок, вы добьётесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.
От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребёнка соединять две детали простым способом сложить, свинтить.
Дайте ребёнку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребёнок, перебирая пальцами, поиграет на гуслях.
Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребёнок выщипывает двумя пальцами полукружья со сгибом. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь кружевным узорам.
Заранее удалите из игрушки (ломика, машинки, мелкую деталь. Пусть ребёнок сам определит, чего не хватает, а потом найдёт и вставит.
Игры с шариками.
- Попасть шариком в цель.
- Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой,
- Держать шарик большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами и т. д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.
«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно забивают гол, подталкивают шарик к левой ладони.
Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. Попросите ребёнка помочь вам собрать. Пусть соберёт бусинки, опуская их в коробочку с мелким отверстием. Затем может помочь вам нанизать бусы на ниточку.
Игры с кольцами.
- Научите ребёнка надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трёх пальцев.
- Нанизывайте кольца на верёвку, на шнурок.
- Пять небольших колечек наденем по одному на каждый пальчик девой руки, затем на каждый пальчик правой руки.
- Поместите на небольшом расстоянии друг от друга 5 колечек. Предложите, чтобы пальчики прошагали по кольцам тут и обратно.
Игры, со шнурком.
Разместите на столе шнурок, верёвочку зигзагом и предложите ребёнку перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы ручейка. Также можно прошагать по лесенки из шнурка. Запутайте два пальца в шнурке. Предложите распутать. Также поступите с игрушечным котёнком. Предложите ребёнку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котёнка, который играл с клубком и запутался.
- МЕЛКАЯ MOТОРИКА - РЕЧЬ - МЫШЛЕНИе -
Чтобы эти занятия были интересны, их продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для этих игр ребёнок должен получить только во время занятий. Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения ребёнка ненужные для занятий вещи. Они могут отвлечь ребёнка.
АППЛИКАЦИЯ
Сделайте такую аппликацию: домик (квадрат и треугольник, ёлочка (три треугольника, лесенка к домику (три разновеликие полоски, забор (5 длинных и 5 коротких полосок, поставленных поочерёдно вертикально, солнышко (кружок и отходящие от него тонкие короткие полоски).
В этой работе ценны не только действие пальчиков с мелкими деталями, но и возможность развивать пространственные представления ребёнка. Он учится распределять на листе бумаги элементы картины в определённом порядке: справа, слева, сверху, снизу.
В этом возрасте ребёнок в состоянии выкладывать из спичек (с отрезанными головками) или счётных палочек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов интересных для ребёнка. Вырезанные из плотной бумаги кружки, овалы, трапеции дополнят изображение. Перед началом занятий на столе сооружается горка беспорядочно лежащих друг на друге спичек (палочек). Задача такова: осторожна взять двумя пальчиками спичку, не задев при этом остальные. Спички следует аккуратно складывать в коробку.
Предложите ребёнку сложить узоры из спичек. С помощью кружков из плотной бумаги получится много фигурок (человечки, машины, пароход, ракета, солнышко, вишенки, ножницы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ...
Сообщение к родительскому собранию "Развитие памяти- один из путей успешного обучения в школе"
Сообщение к родительскому собранию "Развитие памяти - один из путей успешного обучения в школе"Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.Непроизвольное зап...
: Развитие общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Реализация проекта....
Конспект родительского собрания «Развитие монологической и диалогической речи у детей 5-6 лет»
Конспект родительского собрания в старшей группе....
Сообщение для родительского собрания "Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет".
Главные аспекты сенсорного развития детей 3-4 лет...
Родительское собрание "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...
Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....