Мнемотехника в детском саду и дома
консультация
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_v_detskom_sadu.docx | 95.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в детском саду и дома
консультация для родителей
Выполнила: учитель-логопед МБДОУ №21
Е.М. Ефимова
Канск, 2015г.
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Мнемотаблицы или мнемосхемы - это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду?
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Этапы работы с мнемотаблицей:
- Сначала с детьми рассматривали таблицу и разбирали что на ней нарисовано.
- Затем – осуществлялась перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы
- Далее-составляли рассказ с опорой на символы (образы), т.е. отрабатывали метод запоминания. При этом дети рассказывают самостоятельно или с помощью педагога.
- На следующем этапе – делали графическую зарисовку мнемотаблицы. А затем – ребенок сам воспроизводит таблицу при её показе ему.
Мнемотаблицы в детском саду используются для следующих целей:
- Расширение объема словарного запаса.
- Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
- Облегчение процесса заучивания стихов.
Овладение приемами работы с мнемотаблицей значительно сокращает время обучения.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Примеры мнемотехники
- Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
- Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
- Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в детском саду
Описане специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций....
Консультация для педагогов "Использование мнемотехники в детском саду"
Эдним из эффективных приемов развития детской речи является использование мнемотехники....
Статья "Мнемотехника в детском саду"
Применение мнемотехники в детском саду...
Использование мнемотехники в детском саду
В помощь воспитателю...
Мнемотехника в детском саду
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительну...
Мнемотехника в детском саду
Мнемотехника в детском саду...
Мнемотехника в детском саду и дома
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в...