Консультация для педагогов "Использование мнемотехники в детском саду"
консультация по развитию речи на тему

Коноплинова Елена Петровна

Эдним из эффективных приемов развития детской речи является использование мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это  система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Суть мнемотехники заключается в следующем на каждое слово или маленькое словосочитание придумывается картинка (изображение) таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок воспроизводит всю  текстовую  информацию. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в  работе по развитию связной речи детей. Их используют  для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Совместно с детьми можно составить мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».    Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему. Например, таблица для рассказывания «Заяц»:

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

Или рассказывание сказки «Теремок» с использованием соответствующей таблицы:

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь.  Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Вот, например, таблица для заучивания стихотворения «Игрушки»:

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов  можно  широко использовать  мнемотехнику. Вместе с детьми побеседовать по тексту, рассмотреть  иллюстрации и отследить последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:

  • мощное развитие визуального мышления;
  • выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
  • формирование способности к эффективному самостоятельному обучению

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удается достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в детском саду

Описане специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций....

Статья "Мнемотехника в детском саду"

Применение мнемотехники в детском саду...

Мнемотехника в детском саду. Консультация для воспитателей.

Решая проблемы речевого развития дошкольников, я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники. Данная методика значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленны...

Консультация для педагогов. Мнемотехника в детском саду

Консультация для педагогов. Мнемотехника в детском саду...

Мнемотехника в детском саду. Консультация для воспитателей.

Предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников....

Консультация для воспитателей "Мнемотехника в детском саду"

Консультация для воспитателей "Мнемотехника в детском саду"...

Презентация "Мнемотехника в детском саду" Консультация для воспитателей

К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету...