Как за лето не утратить речевые навыки ребёнка
консультация

Пищулина (Гудкова) Светлана Сергеевна

Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки

за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_za_leto_ne_utratit_rechevye_navyki_rebyonka.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Как за лето не утратить речевые навыки ребёнка
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Самая главная задача отдохнуть самим и оздоровить детей. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. 
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах. Предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические альбомы, задания по лексическим темам и обучению грамоте, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! 
- Ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику):
- Продолжайте автоматизировать поставленные звуки.

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю

Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой

другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу!!!

Упражнения для автоматизации звуков

1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут

"потеряться" (исчезнуть из самостоятельной  речи), тогда необходимо будет работу над этими звуками начинать заново.

2.  Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка. СПОКОЙНО, произнося слово верно!

Упражнения для развития фонематических процессов

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «мак»? Какой 1, 2, 3, ?)

2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых слышим определенный звук.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, конце или середине слова. (Шуба, душ, кошка.)

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а когда их много -  сады,  гулял где - за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

1. Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок

в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.

2. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

3. Сочиняйте стихи, рифмы.

4. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

5. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

6. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3. Расспрашивайте о важных для него событиях.

4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

     Дети и в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Пусть ребёнок зарисовывает свои летние впечатления. Давайте штриховать, раскрашивать раскраски цветными карандашами, красками, фломастерами. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, развивает мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи!

          Для развития мелкой моторики так же будут полезно: 

1. Застёгивать молнии, кнопки, пуговицы, завязывать шнурки;               

2. Собирать, перебирать, сортировать ягоды, фрукты;

3. Выкладывать из веток, камней, палочек, желудей, шишек рисунки;

4. Полоть клумбы, грядки;

5. Завинчивать гайки, шурупы (игрушечные и настоящие);

6. Лепить из глины и песка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как не утратить речевые навыки ребёнка? Рекомендации логопеда на лето

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и...

Папка-раскладушка «Как не утратить речевые навыки ребенка в летний период»

В данной консультации даны рекомендации на время летнего периода родителям, дети которых посещали занятия логопеда....

Консультация для родителей "Как не утратить речевые навыки ребёнка летом"

В консультации даны рекомендации для родителей о  том, как важно не утратить речевые навыки ребёнка за лето, подобраны игры и упражнения для закрепления полученных знаний и умений....

Консультация для родителей: "Как за лето не утратить речевые навыки ребёнка."

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Самая главная задача отдохнуть самим и оздоровить детей. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно...

«Как не утратить речевые навыки ребёнка на период отпуска» 12.08.19

Уважаемые Родители!За этот год ваши дети подросли, окрепли, научились дружить, достигли успехов в развитии, а именно в речевом развитии!Впереди август. Родителям детей, имеющих речевые ...