Консультация для родителей "Тренируем пальчики "
консультация (младшая группа)
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развитии мелкой моторики, кто-то имеет более углублённые знания по этой теме. Моя задача - донести до каждого из вас важность развития руки ребёнка.
- Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?
- Как?
- Как вы играете с пальчиками ваших детей?
- Для чего вы это делаете?
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
« Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»- писал В.А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Так на основе наблюдений была выявлена закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так, у детей с речевым нарушением при использовании упражнений, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым.
Мелкая моторика - часть предметной деятельности, которую осваивает малыш с рождения. Например: ребёнок выполняет различные действия с соской, погремушкой, катает мячик, играет с куклой. При наблюдении за детьми во время питания можно увидеть, как развита мелкая моторика рук – правильно ли держит ребёнок ложку, вилку.
Развивать мелкую моторику нужно с раннего возраста – это массаж кисти рук, каждого пальчика. В дальнейшем использовать пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, собирать пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички.
Иногда дети не любят застёгивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. А в этом могут быть виноваты родители. Взрослый облегчает жизнь, экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Поэтому родители часто покупают вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболки, а вместо куртки на пуговицах - куртку на молнии. В результате из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцами.
Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторике уделяю специальное внимание. Ежедневно провожу пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика даёт:
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения, но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга,стимулирующим развития мышления ребёнка.
Умелыми пальчиками становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения пальчиковой разминки, необходимо проводить ежедневно в д/с и дома, во дворе, во время выездов на природу.
А теперь я хочу, чтобы вы себя почувствовали детьми и поиграли со мной. Ребята чтобы ваши руки стали ловкими, умелыми, нужно их беречь и каждый день с ними играть.
Пальчиковая игра « Волшебные ручки».
Наши ручки волшебные, они многое умеют:
- Ручки танцуют - ля-ля-ля.
- Ручки играют на пианино - ля-ля-ля.
- Ручки играют на аккордеоне - ры-ры-ры; на скрипке - ти-ли-ли; на дудочке - ду-ду-ду; на балалайке - брень-брень-брень; на барабане - бум-бум-бум.
- Наши ручки молоточки - тук-тук-тук.
- Наши ручки пилы - вжик-вжик-вжик;
- Наши ручки отвертки - трр-трр-трр.
- Наши ручки подметают - вшии-вшии-вшии.
Молодцы! Как вы себя чувствуете после игры? Вот и дети с удовольствием играют пальчиковые игры.
Мелкая моторика развивается в образовательной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В изобразительной деятельности я использую нетрадиционные методы работы, которые детям очень нравится. Например: рисование ладошкой, пальчиком, рисование « пластилином». В свободной деятельности моторика развивается в собирании мозайки, пазлов, в конструировании, в сюжетно-ролевых играх- « Домик», « Парикмахерская», « Магазин».
Даже пользование носовым платком ( сложить,свернуть), т.е. играют с ним - тоже развивается моторика рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – «потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – белобока», но есть и более сложные для проигрывания и показа: «Капуста»,»Зайчик», «Компот» и.т.п.
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);
- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);
- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);
- Игры с крышками от бутылок («Колёса для машины», «Воздушные шарики»);
- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);
- Игры с бусинками, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же»);
- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);
- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять(приклеивать) их на листе бумаги);
- Лепка (лепка из пластилина или солёного теста, отщипывать кусочек, надавливание, скатывание);
- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребёнка;
- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приёмы мышления.
- Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ребёнка ЗАСТАВЛЯТЬ. Если малыш затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с помощью взрослого.
В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roo.doc | 11 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"
взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....
Консультация "Массаж для пальчиков"
Из опыта работы Цайтлер Нонны Владимировны воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №47 "Теремок" комбинированного вида....
Консультация для родителей "Пальчики учат говорить"
Рекомендации родителям для развития речи ребёнка младшего возраста посредством различных координированных манипуляций рук....
Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"
Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...
Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".
Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....
Консультация "Играем с пальчиками"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"
Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"...