Консультация для родителей "Тренируем пальчики "
консультация (младшая группа)

 Фатхуллина Рузиля Рауфовна

Сегодня  мы  собрались, чтобы поговорить  с вами  о  развитии  мелкой  моторики  и  координации  движений  пальцев  рук.  Кто-то  из  вас  лишь  мельком слышал  о значимости  развитии  мелкой  моторики, кто-то  имеет  более  углублённые  знания  по  этой  теме. Моя  задача  -  донести  до  каждого  из  вас  важность  развития  руки  ребёнка.

     - Занимались  ли  ваши  родители  с  вами  пальчиковой  гимнастикой?

     -  Как?

     -  Как  вы  играете  с  пальчиками  ваших  детей?

     -  Для  чего  вы  это  делаете?

  Развитие  высших  психических  функций  у  детей  дошкольного  возраста  напрямую  зависит  от  состояния  мелкой  моторики. Развитие  движений  пальцев  рук  тесно  связаны  с  речевой  функцией.

  « Истоки  способностей  и  дарований  детей  находятся  на  кончиках  их  пальцев»- писал  В.А. Сухомлинский.  Это  значит, чем  больше  ребёнок  умеет, хочет  и  стремится  делать  руками, тем  он  умнее  и  изобретательнее.  Так  на  основе  наблюдений  была  выявлена  закономерность:  если  развитие  мелкой  моторики  отстаёт,  то  задерживается  и  речевое  развитие, хотя  общая  моторика  при  этом  может  быть  в  норме, поэтому  развитие, тренировка  мелкой  моторики  рук  является  стимулирующей  для  развития  речи, психических  процессов, познавательной  деятельности. Так, у  детей  с  речевым  нарушением  при  использовании  упражнений, физкультминуток, игр  по  развитию  мелкой  моторики,  заметно  увеличивается  объём  памяти, внимание  становится  более  устойчивым.

  Мелкая  моторика -  часть  предметной  деятельности,  которую  осваивает  малыш  с  рождения. Например:  ребёнок  выполняет  различные  действия  с  соской,  погремушкой, катает мячик,  играет  с  куклой.  При  наблюдении  за  детьми  во  время  питания  можно  увидеть,  как  развита  мелкая  моторика  рук – правильно  ли  держит  ребёнок  ложку, вилку.

  Развивать  мелкую  моторику нужно  с  раннего  возраста – это  массаж кисти  рук, каждого  пальчика. В  дальнейшем  использовать  пальчиковые игры, пальчиковые  гимнастики, собирать  пирамидки, перекладывать  из  одной  кучки  в  другую  карандаши, пуговицы, спички.

  Иногда  дети  не  любят  застёгивать  пуговицы  или  шнуровать  ботинки.  Это  свидетельствует  о  том, что  у  малыша  мелкая  моторика  развита  недостаточно. А  в  этом  могут быть  виноваты  родители. Взрослый  облегчает  жизнь, экономит  время,  лишает  ребёнка  возможности  больше  работать  руками. Поэтому  родители  часто  покупают  вместо  ботинок со  шнурками – ботинки  на  липучках, вместо  рубашки – футболки, а  вместо  куртки  на  пуговицах  -  куртку  на  молнии. В  результате  из  жизни  ребёнка  максимально  исключаются  мелкие  движения  пальцами.

  Поэтому  в  нашей  группе  развитию  мелкой  моторике  уделяю специальное  внимание. Ежедневно  провожу  пальчиковые  игры.  Пальчиковая  гимнастика  даёт:

  • Способствует  овладению  навыками  мелкой  моторики.
  • Помогает  развивать  речь.
  • Повышает  работоспособность  коры  головного  мозга.
  • Развивает  у  ребёнка  психические  процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает  тревожность.

  При  выполнении  многих  упражнений  все  дети вначале  испытывают  затруднения, но  когда  их  проводишь  регулярно  и  используются  разнообразные  приёмы, то  это  становится  мощным  средством  повышения  работоспособности  коры  головного  мозга,стимулирующим  развития  мышления  ребёнка.

  Умелыми  пальчиками  становятся  не  сразу.  Поэтому  игры, упражнения  пальчиковой  разминки, необходимо  проводить  ежедневно  в  д/с и  дома, во  дворе, во  время  выездов  на  природу.

  А  теперь  я  хочу, чтобы  вы  себя  почувствовали  детьми  и  поиграли  со  мной. Ребята  чтобы  ваши  руки  стали  ловкими, умелыми, нужно  их  беречь  и  каждый  день  с  ними играть.

     Пальчиковая  игра « Волшебные  ручки».

 Наши  ручки  волшебные, они  многое  умеют:

       - Ручки  танцуют  -  ля-ля-ля.

       - Ручки  играют  на  пианино  -  ля-ля-ля.

       - Ручки  играют  на  аккордеоне  -  ры-ры-ры;  на  скрипке  -  ти-ли-ли;  на  дудочке  -  ду-ду-ду;  на  балалайке  -  брень-брень-брень;  на  барабане  -  бум-бум-бум.

       -  Наши  ручки  молоточки  -  тук-тук-тук.

       -  Наши  ручки  пилы  -  вжик-вжик-вжик;

       -  Наши  ручки  отвертки   -  трр-трр-трр.

       -  Наши  ручки  подметают  -  вшии-вшии-вшии.

  Молодцы!  Как вы  себя  чувствуете  после  игры? Вот  и  дети  с  удовольствием  играют  пальчиковые  игры.

  Мелкая  моторика  развивается  в  образовательной  деятельности – рисовании, лепке, аппликации,  конструировании. В  изобразительной  деятельности  я  использую  нетрадиционные  методы  работы, которые  детям  очень  нравится. Например: рисование  ладошкой, пальчиком, рисование « пластилином».  В  свободной  деятельности  моторика  развивается  в  собирании мозайки, пазлов, в  конструировании, в  сюжетно-ролевых  играх- « Домик»,  « Парикмахерская», « Магазин».

  Даже  пользование  носовым  платком ( сложить,свернуть), т.е.  играют с  ним  -  тоже  развивается  моторика  рук.

  Дети с удовольствием принимают участие в играх – «потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – белобока», но есть и более сложные для проигрывания и показа: «Капуста»,»Зайчик», «Компот» и.т.п.

   Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

  • Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);
  • Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);
  • Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);
  • Игры с крышками от бутылок («Колёса для машины», «Воздушные шарики»);
  • Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);
  • Игры с бусинками, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же»);
  • Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);
  • Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять(приклеивать) их на листе бумаги);
  • Лепка (лепка из пластилина или солёного теста, отщипывать кусочек, надавливание, скатывание);
  • Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребёнка;
  • Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приёмы мышления.
  •   Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Развитие  тонкой  координации  движений  и  ручной  умелости  предполагает  известную  степень  зрелости  структур головного  мозга, от них  зависит  управление  движениями  руки,  поэтому  ни  в  коем  случае   НЕЛЬЗЯ  ребёнка  ЗАСТАВЛЯТЬ.  Если  малыш  затрудняется  в  самостоятельном   выполнении  движений, пусть  он  вначале  выполняет   движения  с  помощью  взрослого.

     В  дальнейшем, в  результате  тренировки,  движения  пальцев  совершенствуются, и  дети  выполняют  их  активнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roo.doc11 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"

взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....

Консультация "Массаж для пальчиков"

Из опыта работы  Цайтлер Нонны Владимировны воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №47 "Теремок" комбинированного вида....

Консультация для родителей "Пальчики учат говорить"

Рекомендации родителям для развития речи ребёнка младшего возраста посредством различных координированных манипуляций рук....

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".

Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....

Консультация "Играем с пальчиками"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"

Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"...