Интернет публикация Статья :Роль воспитателя в семейной структуре.
учебно-методический материал
Первая ступень воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Помощь Родителям при воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_semeynoy_strukture.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в семейной структуре.
Первая ступень воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Современные родители, к сожалению стали меньше уделять времени своим детям по сравнению со старшим поколением! Проявление интереса родителей к проблемам дошкольников, их готовность принимать участие в деятельности не высоко. Родители ,чаще всего ссылаются на отсутствие времени, знаний и умений и не готовы обсуждать с детьми происходящие события, явления, говорить о прочитанном, увиденном, посещать музеи, выставки, концерты, театры, заниматься совместным творчеством. Чаще всего предпочитают проводить совместный досуг в развлекательном центре. Родители сидят в социальных сетях мировой паутины. И своих детей с ранних лет приучают к телефонам, мультикам. Ребенок доволен, значит у него все хорошо. А ребенку необходимо живое общение, что бы вырасти всесторонни развитым человеком !
Есть другой вариант воспитания. Но он не намного лучше первого. Иногда родители не отдают ребенка в сад , а воспитывают его бабушки и дедушки . Тут ребенок получает любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку .Ребенок не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т. д.
Лишь незначительная часть родителей уделяет внимание, вопросам эстетического развития детей считая развитие чувств, эмоций, способности выражать свое видение окружающего мира в различных видах творческой деятельности, одной из важнейших составляющих подготовки ребенка к обучению в школе.
В тоже время, другая часть родителей находится в пассивном ожидании, возлагая все обязанности по развитию ребёнка на ДОУ. В процессе пребывания ребенка в ДОУ у пассивных родителей возникает отчуждение к его образованию, развитию, которое они стихийно готовы наверстать, когда ребенок начинает обучаться в школе. Родитель не может оценить и правильно использовать возможности ребенка. В этой связи родителей важно включать в процесс воспитания и развития их детей. Родителей нужно готовить к будущему школьному обучению ребенка, используя деятельностный подход, научить родителей взаимодействовать с собственным ребенком.
Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Современные условия подтверждают необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего влияния семейного и общественного воспитания.
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов ДОУ( психолог, соц. педагог, логопед).
Но все же на плечи воспитателя ложиться основная ноша донести, показать родителям необходимость взаимодействовать со своим ребенком. Помочь им создать дома благоприятные условия для полноценного развития ребенка. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Воспитатель должен показывать родителям положительные качества ребенка, что бы родители видели заинтересованность педагога и положительный настрой на общения.
Родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Педагог должен ознакомиться с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. Часто у родителей есть вопросы, проблемы , и они не знают с кем поделиться. Они просто хотят, что бы их выслушали и дали совет как повести себя в той или иной ситуации.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями поможет развивать ребенка как личность. Очень важно, что бы педагог был сам всесторонне развит, компетентен в вопросах воспитания ,внимателен к людям ,чуткий, заботливый ,добрый, имел багаж знаний и опыта, что бы поделиться им с родителями.
Все дети разные и взаимодействие с каждой семьей, надо подобрать индивидуальные форм работы (индивидуальные беседы, консультации. )
Еще Н. К. Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет … на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "… В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Педагог, постоянно должен поддерживать контакт с семьей, чтобы знать особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Из этого следует, что современный педагог ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Увидеть мир с позиции ребёнка;
- Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми( к сожалению это часто происходит в семье, где воспитывается не один ребенок) .
- Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Что мы будем использовать в своей работе для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников?
Разные формы взаимодействия, которые помогут привлечь родителей к участию в жизни группы, помогут привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
-создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повышение педагогической культуры родителей;
-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
-развитие творческих способностей детей и родителей.
Метод анкетирования. – организуем анкетирование среди родителей и собираем листы.
Беседа- Можно получить больше информации о домашнем воспитании, которые родители не хотят обсуждать при других людях.
Наблюдение- педагог наблюдает за общение ребенка и взрослого в различных ситуациях.
Коллективные мероприятия- совместные мероприятия педагогов и родителей возможно участие детей.
Индивидуальные беседы
Используем стенды для информации- играют важную роль ( информация на стендах постоянно меняется)
Стенд для детских работ
Родительские собрания— ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
Педагогический совет с участием родителей- данной формы
работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Консультации специалистов ДОУ
«Почтовый Ящик»- родители могут оставить свои пожелания, а иногда и претензии к работе группы. Родители задают разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Тренинги
Семинары
Кружки и секции
Открытые мероприятия
Конкурсы поделок, выставки -Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Тематические консультации организуются с целью ответить на все
вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Педагогический консилиум.
Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации). В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:
- наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
-определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
-разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Дни открытых дверей- дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка надо обязательно использовать различные методики работы, которые при работе помогут родителям из «зрителей» стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя ДОУ. Родители будут больше уважать труд людей, которые занимаются воспитанием их детей.
И почувствуют себя более компетентными в воспитании своих малышей.
Сделав выводы по работе ДОУ и семьей можно сказать: что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду .
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи!
В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка, с патологией в развитии. Именно взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том, кто за что в ответе, кто «ведет», а кто «ведомый», кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотированный каталог интернет - ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения
В каталоге представлены результаты анализа ресурсов, размещённых в Интернет, интересных для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.Показано более 150 Интернет-ресурсов, в том числе ...
Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...
Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» Составила и провела: Воспитатель ГБОУ Школы "Спектр"Миронова Н.Н.
Круглый стол для родителей«Роль отца в семейном воспитании» Повестка дня Выступление воспитателя на тему «Роль отца в воспитании детей».Игра «Родительские заботы».Презентация семьи «Са...
Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко Большинство воспитателей понимают, как важно приви...
Перечень ЭОР каталог- интернет ресурсов для воспитателей
Перечислены интернет ресурсы для работы воспитателя...
КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
В каталоге представлены результаты анализа ресурсов, размещённых в Интернет, интересных для воспитателя дошкольного образовательного учреждения....
АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
аННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...