Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик для коррекционной работы в домашних условиях
материал
Данные комплексы адресованы родителям для использования в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха и речи в домашних условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_i_dyhatelnaya_gimnastiki.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика.
1.«Улыбка» Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок» Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«Домик открывается» Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
5. «Любопытный язычок» Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6.«Лягушка» Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «Зайчик» Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
8. «Окошко» Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
9. «Язык здоровается с подбородком» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
10. «Язык здоровается с верхней губой» Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
11. «Обезьянка» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
12. «Бульдог» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
14. «Хомячок» Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
15. «Кружок» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
16. Чередование «Толстячки - худышки» Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
18. «Самовар» Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
19. «Шлёпаем губами по языку» Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па…». Произношение слогов помогает ребёнку выполнять задания. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
- пошлёпать губами кончик языка;
- пошлёпать губами середину языка;
- пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
20. «Покусаем язычок» Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та…». Произношение слогов помогает ребёнку выполнять задания.
Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
1. покусать кончик языка.
2. покусать середину языка.
3. покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.
Комплекс дыхательных упражнений
(упражнения для постоянного выполнения)
Упражнение № 1. «Поиграем животиками». Цель: формирование диафрагмального дыхания.
1. В положении лежа на спине, руки на животе, глубоко вдохнуть - при этом животик надувается, затем выдохнуть -животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.
2. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками (живот н «надувается» и «сдувается»).
Упражнение № 2. «Узнай по запаху». Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
предварительно ребенок нюхает разные предметы с запахами, например, цветок, мыло, духи, колбасу, шоколад и т.д., стараясь запомнить их запах. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из предыдущих предметов, предлагая определить по запаху, какой именно предмет перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный запах. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, ребенок должен положить обе ручки себе на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание (живот н «надувается» и «сдувается»).
Упражнение № 3. «Носик и ротик поучим дышать». Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
1. Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком на нос; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю.
2. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).
Упражнение № 4. «Загони мяч в ворота». Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.
Взрослый показывает ребенку, как нужно подуть на "мяч” (ватный шарик), чтобы загнать его в игрушечные ворота (например, между двумя кубиками). Ребенок считает «забитые голы».
Упражнение № 5. «Погудим». Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.
Взрослый демонстрирует, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя – «ветерок» быть достаточно сильной. Затем ребенок сам дует в свой пузырек, добиваясь возникновения гудящего звука. При обыгрывании упражнения можно предложить несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу взрослого.
Упражнение № 6. «Дышим по-разному».
Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя.
- Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох через рот, выдох через нос.
- Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
- Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
- Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
- Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
- Вдох через нос, выдох через нос толчками.
Упражнение № 7. «Поющие звуки».
И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.
Произнесите эту звуковую строку несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик...
"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...
Комплекс артикуляционной, пальчиковой , дыхательной гимнастик, малоподвижных игр и физминуток по лексическим темам для подготовительной логопедической группы группы. Под редакцией Н.В.Нищевой.
Комплекс будет полезен воспитателям логопедических групп, в котором собран материал по лексическим темам....
Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения во второй младшей группе детского сада.
Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...
Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения в средней группе детского сада.
Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста дифференцированны по возрастам...