Мастер-класс для родителей "Театр дома"
консультация
Цель и задачи: познакомить родителей с особенностями становления игровой и театральной деятельности детей в дошкольном возрасте, дать советы по выбору игрушек для детей, дать практические советы по организации театрально - игривой деятельности с дошкольниками дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_doma.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для родителей
«ТЕАТР ДОМА»
Целевая аудитория: родители.
Цель и задачи: познакомить родителей с особенностями становления игровой и театральной деятельности детей в дошкольном возрасте, дать советы по выбору игрушек для детей, дать практические советы по организации театрально - игривой деятельности с дошкольниками дома.
Используемые методы: показ, объяснения, практические упражнения.
Оборудование: наглядный материал, картон, бумага, краски, кисточки, клей, бросовый материал.
Методические рекомендации: Родителей посадить по кругу, так чтобы все участники встречи были на одном зрительном уровне. Если родители чувствуют дискомфорт, можно провести игру: « Волшебная палочка»
( загадать желание, что сейчас хочешь). Практическую работу необходимо проводить за столами.
Ход проводимого мероприятия:
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационные, всегда одноплановые, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его… . Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать.
На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.
Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно – разборного домика- теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по – своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.
Игрушка в своем общественно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных, выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажей, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально- игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же « как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации ( инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится.
Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.
Но игра – драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.
В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.
Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников
2. Мы часто покупаем игрушки, тратим большие деньги, но замечаем, что через несколько дней ребенок перестал ей играть, потерял к ней интерес. Предлагаю сегодня сделать макет к сказке. для этого разделиться по группам, выбрать свою сказку. Рассматриваем образцы макетов( иллюстрации), обговариваем что должно быть в макете, кто что будет делать для макета.
Методическая литература:
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.
4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.
5. Родная речь. Серия «Читаем дома». М.: Дрофа, 1996г.
6. Синицын Е. Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998г.
7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.
8. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.
9.Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. – М.: Педагогика, 1984.
10. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка.// Журнал Психологического общества им. Л.С.Выготского М.:2000.- №1. С 2-18.
11.Игра дошкольника / Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др.; под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
12. Игра как средство социально-эмоционально развития детей 3-5 лет./ Составитель Жукова Р.А.. – Волгоград.:2006.- 112 с.
13. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей? – Н.Н.: 1992. - 40 с.
14. Короткова Н.А., П.Г.Нежнов. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - №4.
15. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М., 1980.
16. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: 1996. - 160 с.
17. Кравцова Е.Е., Нурахунова А.А., Степанова В.В. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. - Смоленск.: 1992.- 51 с.
18. Лещинская-Гурова О.В На пороге дошкольного детства: у истоков игры. - Н.Н.: 2004.- 127 с
19. Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения.- Н.Н.: 1999.- 79 с.
20. Лещинская-Гурова О.В. Психологическая готовность детей к игровой деятельности. – Н.Н.: 2009. - 115 с.
21. Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.
22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А Как играть с ребенком. – М., 1990.
23.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: 2001. - 89 с.
24.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997.
.26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., Воронеж, 1995.
27. Юрская Н.М. Игра ребенка. СПб., 2000.
28. Яковлева Ф.Д. Учимся играть. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по рукоделию: кукольный театр на деревянных лопатках своими руками.
Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей....
Мастер класс «Изготовление кукол настольного театра по сказке «Курочка Ряба»
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению кукол для настольного театра из бутылок....
Мастер-класс для детей "Кукольный театр из дисков" в рамках реализации программы "Одаренные дети"
Превращается рука и в котенка, и в щенка.Чтоб рука артисткой стала, нужно очень-очень мало.Специальные перчатки, ум, талант - и все в порядке!...
Мастер - класс на тему "Настольный театр"
Мастер – класс тема: «Настольный кукольный театр».Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих с...
МАСТЕР - КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «Теремок»
Цель: заинтересовать родителей в изготовлении пальчикового театра.Задачи:1. Обучать участников навыкам, составляющим основу изготовления игрушки, а также способам достижения намеченных результатов;2. ...
Мастер-класс для воспитателей: «Кукольный театр своими руками: театр из фетра»
Цель:Формирование представлений о разнообразии кукольного театра, изготовление куклы из подручного материала.Задачи: дать воспитателям и родителям воспитанников практические знания и умения по из...
Мастер-класс по изготовлению конусного театра «Три поросенка» и театра на палочках «Волк и семеро козлят»
Мастер-класс по изготовлению конусного театра «Три поросенка» и театра на палочках «Волк и семеро козлят». Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста возникае...