Статья "Родители и воспитатели-два берега одной реки"
статья

Губина Анна Михайловна

 О взаимодействии родителей и воспитателей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli_i_vospitateli.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родители и воспитатели –

два берега одной реки.

Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста принадлежит семье и детскому саду. В статье рассматриваются основные формы работы с семьей по привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. Одной из таких проблем является проблема взаимодействия воспитателя и  родителя по обучению и воспитанию детей, так как родители переносят всю ответственность на воспитателей.

В Законе “Об образованииРФ” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагоги и родители должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста принадлежит педагогам и родителям. Воспитание и развитие ребенка   невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Поэтому взаимодействие педагогов и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых  компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания. Успешность решения задач воспитания и обучения ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия воспитателя и родителя.

Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

  Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Ведь педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителям по их воспитанию. Так как многие родители не знают современных подходов в воспитании детей, и, не имея педагогических знаний, думают, что дети растут сами по себе.

Одной из основных задач является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и  родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний.

Особой популярностью пользуются нетрадиционные формы сотрудничества  с родителями такие как:

Познавательные формы. Их суть - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания и обучения детей. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка можно провести тренинги, практикумы, выпустить газеты, альбомы, провести родительские собрания.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов и запросов родителей по обучению и воспитанию детей. В целях педагогического просвещения родителей,  используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями являются беседы, консультации, анкетирования, опросы.

Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными.

Наглядно—информационные формы пользуется особой популярностью у родителей.  Большой отклик среди  родителей нашла такая форма,   как организация всевозможных выставок. Например, фотовыставка «Моя семья» где родители и дети не только представили свою семью, но и читали стихи, рассказывали интересные истории которые произошли в кругу семьи.

Использование мультимедийного оборудования вызывает значительный интерес и позволяет при помощи видеороликов наглядно показать родителям важные стороны развития их детей. На родительском собрании « Чтоб ребенок рос здоровым» родителям был показан  видеоролик «Наш день в детском саду!»… Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку  видят его в  другой обстановке.

Наглядно—информационные форма включает в себя: уголок для родителей,где родители могут ознакомиться с тематической неделей и формами работы с детьми, получить занимательную информацию, папки-передвижки  «Семья играет важную роль в усвоении ребёнком родной речи», «Как учить стихи с ребенком», «Здоровое питание детей», памятки и буклеты «Световозвращаюшие  элементы в жизни ребенка»; «Безопасность ребенка в руках взрослых».

Досуговые формы: организация выставок, участие в районных мероприятиях, конкурсах, праздниках и досугах.

Участвуя в деятельности по реализации задач по обучению и воспитанию детей родители:

  • ощущают свою причастность к организации образовательной деятельности с детьми;
  • видят, как ребенок общается с другими;
  • начинают больше понимать в детском воспитании и развитии;
  • обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми ;
  • получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

Такая организация работы с родителями позволяет структурировать работу воспитателя с родителями и придать ей комплексный характер.
Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. 

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий педагогов и родителей.  Без родительского участия процесс воспитания и обучения невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция "Родители и воспитатели - два берега одной реки"

детский сад-целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап , к которому надо подготовиться не только ребёнку, но и его родителям....

Родители и воспитатели два берега одной реки.

С целью сохранения и укрепления здоровья я ежедневно провожу ряд оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий:·        утренняя гимнастика,·...

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»

Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...

"Родители и воспитатели - два берега одной реки"

Работа с семьей – необходимая сложная деятельность в работе воспитателя. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в орг...

Родители и воспитатели - два берега одной реки

работа с родителями,  ее формы. Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность.Принципы взаимодействия педагога с родителями....

Родительское собрание в средней группе «Родители и воспитатели - два берега одной реки»

Расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей....