Статья "Воспитать тактичного собеседника"
статья
Предварительный просмотр:
Статья «Воспитать тактичного собеседника», отображающая нравственную проблему воспитания культуры речи.
Воспитывать тактичного собеседника
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость.
Вот почему важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился мыслить, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи возникают следующие задачи воспитания: формировать у ребенка культуру речи, учить его четко и ясно произносить слова, вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой, не перебивая говорящих, говорить без крика, спокойно и скромно держать себя во время разговора. Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая им, копируют услышанное. В детском саду проводится систематическая работа по развитию речи, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Работа, проводимая по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Дома надо поддерживать требования воспитателей: следить, чтобы ребенок, разговаривая, вел себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах или сидел развалившись. Разговаривая, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен. Вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детскому словотворчеству. Если ребенок говорит неправильно, надо поправить и предложить повторить. Надо напоминать ребенку, чтобы он говорил четко, ясно, вел себя спокойно во время разговора: «Не торопись. Сначала подумай, а потом скажи ». Следует помогать дошкольнику наводящими вопросами последовательно изложить свою мысль. Случается, что у ребенка запас слов опережает формирование конкретных предложений. Это бывает чаще тогда, когда родители разговаривают с ребенком малопонятными ему словами. Ребенок слышит эти слова, они привлекают его своей новизной, и ребенок произносит их не к месту, не осмысливая их значения. Помочь детям осмыслить значение новых слов – наша обязанность. Известно, что культура речи проявляется не только в том, что сказано. Обычное «здравствуйте » может прозвучать приветливо, доброжелательно или небрежно, холодно, презрительно. Все зависит от того, каким тоном мы его произносим и с каким выражением лица. У детей иногда проскальзывают грубые интонации. Надо просто постараться устранить подобные интонации у окружающих взрослых. Важно уметь отличать развязность от непринужденности, застенчивость от неумения держать себя во время разговора. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения. Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, поддерживая с ним диалог и молчать, когда это необходимо. Разъяснить ребенку, что говорить и рассуждать надо только о том что знаешь. Воспитывать живого, тактичного собеседника - одна из задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства. К школе дети должны знать доступные их пониманию правила, помогающие им овладеть культурой речевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитывать в ребенке тактичного собеседника
Здоровый, мерный голос - свидетельство нормального общения детей, при котором вы можете слышать каждого ребенка. А дети, в свою очередь, не прерывая игр, могут слышать вашего распоряжения. Такой ...
Тактичные родители
Советы для родителей по соблюдению деликатности, такта по отношению к своим детям....
Консультация для родителей "Им нужен собеседник"
Рекомендации для родителей по развитию связной речи детей, воспитанию у них общительности...
Статья в родительский уголок "Воспитание тактичного собеседника"
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимостьВажно чтобы ребенок с раннего возраста учился мыслить, общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет....
Воспитание тактичного собеседника.
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться,...
Воспитываем тактичного собеседника
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Воспитывать тактичного собеседника"
Консультация для родителей "Воспитывать тактичного собеседника"...