Круглый стол на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего развития"
консультация (младшая группа)

Сергеева Марина Олеговна

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития.

Задачи

  • раскрыть понятие мелкой моторики;
  • раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; 
  • повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
  • сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол с родителями

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

                                                     

Воспитатель: Сергеева Марина Олеговна

                                                             

                                                           

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития.

Задачи

  • раскрыть понятие мелкой моторики;
  • раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; 
  • повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
  • сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;
  • познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.

Ход круглого стола

- Уважаемые родители, я рада встрече с вами.

- Я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы.)

       Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.                                                                                                                                        

        Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.                                                                                                          

        Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?                                                                                                                                                        

        Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной. В сферу мелкой моторики входит большое количество разных движений: от самых не сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма непростых движений, таких, как рисовать и писать.                                                                                                                                          

         В общем развитии ребенка мелкая моторика играет важную роль, и она развивается с рождения малыша.                                                                                                            

         Сначала малыш рассматривает свои ручки, а потом учится управлять ими. Берет предмет всей своей ладонью, потом лишь двумя пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она напрямую связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и нервной системой.  Развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.                                                                                                                              

Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский.

Стимулируя развитие мелкой моторики, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.                                                                             От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе.

Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.                                                                                               В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.                                        

 Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. Координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на эту проблему и подобрать специальные игры или упражнения.                                                                                       

Задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.

Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику, какие вы используете для этого игры и занятия?        

 – Ответы родителей.                                                                                                      

Мелкую моторику рук развивают:                                                                                

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;                                                                                  

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);                                                                                                                               - игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.;          - застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;                                                    

Игры на развитие мелкой моторики

  • лепка и рисование пальчиковыми красками;
  • игры с бумагой;
  • игры с бросовым материалом (бусинки, пуговицы, прищепки);
  • игры с природным материалом (шишки, песок, вода… игры с крупой, фасолью);
  • пальчиковый театр;
  • игры с счётными палочками;
  • мозаика, шнуровка, пирамидки, матрёшки, вкладыши, лабиринты, счёты, кубики, пазлы, разрезные картинки;
  • конструктор;
  • строительный материал.                                                                                             

      Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук и речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?                     Ответы родителей.                                                                                                            

Конечно это пальчиковая гимнастика.                                                                              

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает усидчивость, умственные способности, внимание, память, мышление;

- развивает тактильную чувствительность;

- создают благоприятный эмоциональный фон;

- формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл.

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.                                                                                                              

А сейчас мы предлагаем вспомнить знакомые Вам пальчиковые игры. Какие вы знаете пальчиковые игры.    

Ответы родителей.                                                                                                                   Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала я предлагаю вам поиграть со мной. Давай разомнем наши уставшие ручки.

Игра с родителями из серии "Расскажи стихи руками".

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

(стучим ребром ладошек)

Мы морковку трем, трем,

(трем кулачками)

Мы капусту солим, солим,

А потом всё жмём, жмём.

«Апельсин»

Мы делили апельсин

(руки сжаты в кулачок)

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

(разгибаем пальчики)

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Это долька для бобра,

А для волка — кожура!

(встряхнуть кистями рук)

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, дети могут взять их в любое время и заниматься.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений для развития мелкой моторики рук. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.                                                                                                                                                                        

При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи, творческих способностей малыша и координации движений пальцев рук детей. 

Развитие мелкой моторики очень важно, потому что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не причем.  Вы и только Вы способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это – залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Консультация для родителей второй младшей группы: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Самообразование: «Развитие мелкой моторики у детей раннего развития»

План по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей  раннего развития»...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Игры для развития мелкой моторики для детей раннего развития.

1. Рвать бумагу. 2. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги). 3. Пересыпать крупу — ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанн...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...