Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет
консультация

Для этого в работе с дошкольниками важно широко использовать различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, развивают пальчики, повышают работоспособность, дают мощный толчок ребенку к познавательной  и творческой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию

мелкой моторики рук

у детей 2 – 3 лет 

у

        Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:

  1. перемотка ниток;
  2. завязывание и развязывание узелков;
  3. водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
  4. собирание разрезных картинок;
  5. разбор круп и так далее.

Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!

Работа с шариками

Оборудование: Шары различных размеров, коробка.

Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Работа с кубиками

Оборудование: Кубики.

Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

"Дорожка" - выкладывание в ряд несколько кубиков.

"Заборчик" - выкладывание на ребро нескольких кубиков.

"Скамеечка" - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

"Столик" - поперечная планка накладывается на один кубик.

"Ворота" - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Работа с матрешками, пирамидками.

Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

собрать пирамиду из 5 колец;

собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

собрать одну матрешку из 4-5 матрешек.

Работа с корзиной и шариками

Оборудование: корзина или любая коробка, шарики.

Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Работа со шнуровкой

Оборудование: шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Содержание:  в карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

- протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

- протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;

- выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

       Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

     Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образец.

Содержание: вставить пластинку в любое отверстие мозаики.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается.

Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный).

Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Работа с бусами

       Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.           Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

 Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Аппликация

          Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Лепка  

        Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

      Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить.                 Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

  Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

        Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек – разукрашек, рисование  пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

      Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

       Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей . Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР...

Рекомендации для родителей : "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, памяти, мышления. Также мелкая моторика рук оказывает огромное влияние на развитие всего органи...

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Рекомендации для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста"

В рекомендациях раскрыто значение мелкой моторики для развития ребёнка.  Практическая часть содержит пальчиковую гимнастику, игры и упражнения на развитие мелкой моторики....