Консультация для родителей "Рисование - это важно!"
консультация

Наумова Светлана Ивановна

В консультации рассматривается роль рисования в развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_-_eto_vazhno.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Рисование – это важно!»

Что дети любят рисовать? Действительно ли излюбленные темы меняются с возрастом? Отражается ли на выборе темы для рисования новый опыт? Многие, наверное, думают, что дети сейчас "продвинутые", увлекаются фантастикой, техникой. В какой степени рисунки современных детей отличаются от рисунков их сверстников, сделанных лет 10 назад. Но есть постоянные темы, близкие детям всех поколений.  Это люди, природа, затем - дома и строения, животные, машины, семья.  Самые маленькие дети рисуют линии, черточки, круги. Ближе к трем годам появляются изображения людей. С четырех лет малыши "обозначают" свои изображения: "это - ракета", "это - дождик", "это - мама", хотя, по сути, на листе изображаются все те же черточки-кружочки. К 4-м годам появляются любимые темы, например, "Космос", "Животные", "Семья", "Роботы". После пяти лет ребенок может нарисовать многое - цветы, сюжетные зарисовки, придумывает свои способы изображения, смешивая техники (в одной картине используются фломастеры, карандаши, аппликация). В 7-8 лет ребенок с помощью рисования придумывает целые истории, сказки. В любом возрасте у ребенка могут быть любимые темы для рисования. Выбор темы говорит о многом, например, если ребенок постоянно рисует семью, тщательно прорисовывая все фигуры, объясняя, кто чем занимается, то в данный момент он испытывает потребность в крепкой, благополучной семье, в уюте и любви. Тема остаётся любимой, пока она актуальна в жизни ребёнка.

Чем дети предпочитают рисовать? Больше всего дети любят рисовать красками и фломастерами. Это самый яркий и простой материал для творчества. На втором месте идут цветные карандаши. Ими рисовать сложнее, нужно достаточно сильно нажимать, но не переусердствовать. Интересно, что большинство любителей цветных карандашей оказались в возрасте после пяти лет! Далее идут авторучки и простые карандаши. Казалось бы, ручкой рисовать легче, она оставляет достаточно яркий след, не нужно сильно нажимать. Может быть, ручку и простой карандаш предпочитают дети постарше? Нет, оказывается, и малыши до двух лет тоже любят авторучки, потому что часто видят их в руках у взрослых и "зеркально отражают" их предпочтения. Мелки и пальчики  оказались самыми редко используемыми "орудиями" рисования. Рисование пальчиками (окуная в краску, в воду) является исключительно полезным для детей всех возрастов, не только малышей до 2х-3х лет. С помощью такого рисования снимается скованность, стеснительность, страхи (многие дети боятся испачкаться, потому что мама будет недовольна!). Мелкая моторика также замечательно развивается, а через нее - мышление, речь. С помощью мелков можно создавать замечательные картины, их можно сочетать с красками, смешивать цвета, у них разная фактура, что очень полезно для развития моторики.

Часто предпочтения детей зависят от родителей. Если мама боится, что ребенок испачкается и поэтому не покупает краски или не знает, как рисовать мелками, считая, что карандаши лучше, то у ребенка просто не остается выбора - он рисует тем, что имеется под рукой.

Какие любимые цвета у маленьких современных художников?  Самые популярные цвета синий, зеленый, красный, желтый, далее идут оранжевый, розовый, голубой. Единицы предпочитают темные цвета (черный, серый). Кстати, упорное предпочтение этих "мрачных" цветов говорит о том, что ребенка что-то тревожит, он подавлен. Переизбыток красного также указывает на высокую тревожность, наличие страхов.
Самые "детские" цвета -
розовый, голубой, желтый. Их частый выбор говорит о потребности в любви, ласке, комфорте. Различные характеристики цветов начинают "работать" примерно с 3х-4х лет, маленьким карапузам до 3х лет, как правило, все равно, каким цветом рисовать, лишь бы оставался яркий след на бумаге. А черный, коричневый, красный цвета достаточно яркие. Чем старше, тем избирательнее становятся дети, появляются любимые (часто используемые) цвета. В старшем возрасте (от шести лет) ребенок стремится изображать реальный предмет, поэтому и цвета подбирает "к натуре".

Некоторые дети (их мало) не интересуются рисованием.

В таком случае нужно понаблюдать за ребенком. Если нет проблем в развитии и воспитании(тревожность, наличие страхов, капризность, раздражительность и т.д.), то это особенность характера, нет ничего страшного - ребенок будет выражать себя (или уже делает это) в другой творческой деятельности: конструирование, сочинение стихов или сказок, пение и т.д.). Если же отказ от рисования сопровождается нарушением в поведении, ухудшением сна, появлением вредных привычек и т.д., то необходимо обратиться к психологу для того, чтобы помочь ребенку, так как это могут быть признаки развивающегося невроза, неблагополучия ребенка, и даже, в крайних случаях, проблем с психическим развитием. От характера ребенка зависит и постоянство в рисовании, одни дети любят рисовать регулярно, у них есть специально место для всех принадлежностей, другие же рисуют "наскоками", нерегулярно.

Психологи используют рисование как действенный метод коррекции страхов, тревожности, застенчивости, сочетают с другими коррекционными методами. Родители тоже могут помочь в решении некоторых "детских" проблем с помощью рисования. Часто дети интуитивно используют рисование именно для того, чтобы справиться со страхами, "отомстить" обидчику, "вылить" негативные эмоции. Рисуя, ребенок изображает окружающий мир, отношение между людьми такими, как он воспринимает, и часто его видение отличается от представлений взрослых. Отсюда и розовые коты, и огромные (на весь лист) мамы-принцессы с длинными волосами, и малюсенькие дети, забившиеся в угол листа. Один из способов преодоления страха - нарисовать его, а потом "расправиться" - зачеркнуть, порвать, переделать рисунок в нестрашный. Используя такую особенность детского рисования, психологи научились "читать" рисунки, выделяя закономерности изображения.

Совсем не обязательно постоянно контролировать, что рисует ребенок, быть рядом с ним. Важно, чтобы ребенок знал, что его работу обязательно посмотрят, положительно оценят. Вы можете отбить интерес к рисованию, если станете навязывать ребенку, что рисовать, чем, когда и как.

Чем больше рисуешь с ребёнком, тем быстрее и полноценнее ваше дитя узнаёт об окружающем мире, о вашем отношении к нему и выстраивает свой внутренний мир к окружающим его вещам, людям, живой природе.

 Рисуя, ребенок развивается, успокаивается, решает "детские" проблемы и т.д. Рисование очень важно для ребенка. В истории сохранились примеры, когда в фашистских концлагерях во время ВОВ детям помогало выживать (физически и духовно) именно рисование, и рисовали они в то тяжелейшее время не ужас окружающей действительности, а прекрасные, светлые картины.
Многие родители сохраняют произведения своих детей, кто-то складывает все в специальную папку, кто-то создает целые картинные галереи. Это благотворно влияет на ребенка - он учится уважать свой труд, оценивать (ведь в выставке участвуют только удачные картины), поддерживается адекватная самооценка. Ребенку важно чувствовать, что родители ценят его, им дорого, то, что создает малыш.

Через рисунки можно проследить развитие ребенка, его интересы, настроения. Спустя годы выросшее чадо оценит усилия родителей по сохранению его произведений. Во время разногласий с ребенком (в подростковом возрасте, например) будет проще найти общий язык, если напомнить ему о детстве рисунками, фотографиями, сохранившимися поделками. С помощью видеозаписей занятий с малышом, сохранения его рисунков можно справиться либо сгладить ревность к младшему ребенку.
Учитесь понимать и принимать своих детей! Любите их и не "ломайте" под себя, принимайте их индивидуальность и неповторимость. Как нет одинаковых детских рисунков, так нет и одинаковых детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Самое важное в физическом развитии дошкольника»

Цель и задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, виды занятий физической культурой, рекомендации родителям...

Консультация "Развитие социальной компетентности - важный этап социализации ребёнка"

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в чело...

Консультация для родителей. "Как важно...считать ворон".

Ребенок эффективнее всего усваивает язык, развивает ум тогда, когда слушает взрослых, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. А кто в принципе может уделить этому столько внимания к...

Консультация для родителей Игра – важное средство воспитания детей

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна тво...

Консультация Тема "Одна из важнейших задач в процессе трудового воспитания "

КонсультацияТема "Одна из важнейших задач в процессе трудовоговоспитания "Воспитатель     Попова Т. А. 1. В процессе трудового воспитания.Совершенствование процесса трудового ...

Консультация для родителей «Самое важное в физическом развитии дошкольника»

Физкультура, как средство профилактики и лечения заболеваний находит всё более широкое применение в практике....