Как использовать мнемотехнику для развития речи детей? Мастер – класс для родителей
консультация
Дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.
Ведь память – это входные ворота интеллекта. Дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляет слова местами».
Мнемотехника – это техника развития памяти. В переводе с греческого - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника – это техника развития памяти. В переводе с греческого - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ispolzovat_mnemotehniku.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Абатского района детский сад «Сибирячок»
Как использовать мнемотехнику для развития речи детей?
Мастер – класс для родителей
Материал подготовила
учитель-логопед
Сайдуганова Марина Павловна
17.12.2019
Хочу начать наш мастер класс необычно я показываю картинку а вы говорите, здравствуйте барабан (громко), зачеркнут барабан (тихо), по слогам, слитно, просто, без звука, быстро, медленно. Мы с вами уже используем мнемотехнику и это первый этап мнемоквадрат.
Мнемоквадраты – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .
Поднимите руку, у кого иногда возникает проблема в разучивании стихов.
Дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.
Ведь память – это входные ворота интеллекта.
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).
Для запоминания падежей русского языка -Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. В переводе с греческого - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Обратите внимание на слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, попробуйте в них вчитаться, обратите внимание на каждое слово. Он точно и верно подметил.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки..
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем рассказать сказку, описать любое животное.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:
«ЁЛОЧКА» Н.Нищева
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем пословиц и чистоговорок, .(лебеди летели, летиели и на воду сели, сели посидели и снова улетели)…
Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст. И дальше предлагаю, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.
– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?
– Мнемотаблицы можно использовать при составлении рассказа из предложений и автоматизировать звук .например З.
Глядя на схему можно описать любую, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.
– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь, на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..
– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Сейчас с новыми технологиями мнемотехники применяют везде и в музыке для быстрого разучивания песен, мнемотехники живые.
Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в развитии речи детей» консультация для родителей
практические советы по развитию речи с использованием мнемотехники...
Мастер - класс для родителей в средней группе на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей».
ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Консультация для родителей "Мнемотехника.Роль мнемотехники в развитии речи детей"
Консультация для родителей...
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Зад...
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Мастер-класс для родителей «Мнемотехника для развития речи и памяти у детей»
Советы родителям, как эффективно можно развить память и речь детей, с помощью мнемотехники...
Развитие речи (мастер-класс для родителей)
Развитие речи, мышление и памяти через сказку "Теремок"...