Как использовать мнемотехнику для развития речи детей? Мастер – класс для родителей
консультация

Сайдуганова Марина Павловна

 Дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Ведь память – это входные ворота интеллекта. Дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляет слова местами».

Мнемотехника – это техника развития памяти. В переводе с  греческого  - искусство запоминания.  Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника – это техника развития памяти. В переводе с  греческого  - искусство запоминания.  Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ispolzovat_mnemotehniku.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Абатского района детский сад «Сибирячок»

Как использовать мнемотехнику для развития речи детей?

Мастер – класс для родителей

                                                                                           Материал подготовила

  учитель-логопед

                                                                            Сайдуганова Марина Павловна

17.12.2019

Хочу начать наш мастер класс необычно я показываю картинку а вы говорите, здравствуйте барабан  (громко), зачеркнут барабан (тихо), по слогам, слитно, просто, без звука, быстро, медленно. Мы с вами уже используем мнемотехнику и это первый этап мнемоквадрат.

Мнемоквадраты – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .

Поднимите руку, у кого иногда возникает проблема в разучивании стихов.

 Дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память. 

Ведь память – это входные ворота интеллекта.

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто  тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов  радуги  – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.  

В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам). 

Для запоминания падежей  русского языка -Иван   Родил Девчонку, Велел Тащить  Пелёнку» —  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Что такое мнемотехника
 
Мнемотехника – это техника развития памяти. В переводе с  греческого  - искусство запоминания.  Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Обратите внимание на слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, попробуйте в них вчитаться, обратите внимание на каждое слово. Он точно и верно подметил.

С помощью мнемотехники можно   решать  следующие задачи:

Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической  аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

 Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки..
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем рассказать сказку,  описать любое животное.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем пословиц и чистоговорок, .(лебеди летели, летиели и на воду сели, сели посидели и снова улетели)…

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст. И дальше предлагаю, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

– Мнемотаблицы можно использовать при составлении рассказа из предложений и автоматизировать звук .например З.

  Глядя на схему можно описать любую, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь, на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Сейчас с новыми технологиями мнемотехники применяют везде и в музыке для быстрого разучивания песен, мнемотехники живые.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в развитии речи детей» консультация для родителей

практические советы по развитию речи с использованием мнемотехники...

Мастер - класс для родителей в средней группе на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Зад...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Мастер-класс для родителей «Мнемотехника для развития речи и памяти у детей»

Советы родителям, как эффективно можно развить память и речь детей, с помощью мнемотехники...

Развитие речи (мастер-класс для родителей)

Развитие речи, мышление и памяти через сказку "Теремок"...