Папка - передвижка "Развитие творческих способностей ребенка"
консультация (младшая группа)
Практические советы для родителей по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 329.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие творческих способностей ребенка:
полезные советы и игры
Разработала:
Бутько Елена Александровна
Творчество− это способность познавать и удивляться, умение находить в нестандартных ситуациях нестандартные решения, расположенность к новым открытиям и умение осознать и применить полученный опыт.
Условия для наилучшего развития творческих способностей детей:
1. Наличие необходимых материалов, т. е. предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и возможность с ними играть.
2. Создать для ребенка атмосферу безопасности, когда ваш малыш будет знать, что за его творческие опыты его никогда не будут ругать, а наоборот, поощрять и поддерживать, а при неудаче − сочувствовать.
3. Уважать вопросы и идеи малыша, поощрят его любопытство к миру.
4. Дать возможность ребенку побыть в одиночестве. Это его право.
5. Помогайте малышу сформировать собственную систему ценностей, и проявляйте уважение к его идеям и взглядам, даже если они отличаются от ваших собственных.
6. Помните, что Ваш ребенок, также как и все остальные люди, нуждается в удовлетворении основных духовных потребностей: жить в атмосфере любви, взаимоуважения и безопасности;
7. Поощряйте малыша, когда он пытается облечь свои идеи и мысли в слова, выразить их окружающим.
8. Помогите ребенку стать «разумным авантюристом», уметь идти на обдуманный риск, прислушиваться к собственной интуиции;
9. Снижайте неодобрительное влияние внешнего мира: неодобрение окружающих, сверстников. Чем больше у ребенка будет возможностей
для конструктивного творчества, тем меньше вероятности возникновения деструктивного поведения, и наоборот.
10. Пик творческих способностей у детей приходится на 3, 5 − 4 года. И будьте готовы к тому, что в воспитании малыша Вы столкнетесь с «возрастом вопросов». Его период − от года до семи лет.
Игры для развития творческого мышления.
1. Игра «Хорошо и плохо»
Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия − это основа парадоксального мышления. Умение сопоставлять противоположные свойства предметов раскрывает самые неожиданные стороны предметов и явлений. Важно, чтобы и родители умели обнаруживать подобные свойства, показывали и рассказывали о них детям.
Дети обычно оценивают все в двух категориях − хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.
1. Осень, весна, лето, осень;
2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь;
3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать
Например: Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары.
Когда малыш найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов, чем они могут понравиться, а чем нет.
2. Игра «Противоположности»
Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.
Например:
1. Острый − тупой (нож).
2. Злая − добрая (собака).
3. Холодный − горячий (холодильник, утюг).
4. Мелкое − глубокое (озеро, море).
5. Грустный − веселый (человек).
6. Сильный − слабый (человек, животное, ветер).
7. Медленный − быстрый (поезд, автомобиль).
8. Стоять − идти (человек, часы).
3. Игра «Почемучка»
Игра способствует умению ставить вопросы, помогающие изучить объект, пробуждает исследовательскую активность. У маленьких детей умение ставить вопросы для исследования еще достаточно ограничено. Вопросы отличаются стереотипностью, односторонностью. К примеру, дети задают вопросы в одной и
той же форме, начиная со слова «что», «как», «почему». Очень важно обращаться не только к памяти ребенка, как делают в школе, но и к его мышлению, природной любознательности. Именно поэтому столь важен при общении родителей с ребенком диалог, когда с малышом общаются на равных. Необходимо показать ребенку различные формы вопросов, их различия. Научите малыша выбирать направленность вопросов. Наиболее важны вопросы, относящиеся к ключевым аспектам проблемной ситуации, к существенным признакам предметов, к причинам явлений.
Важно, чтобы в вопросах были элементы противоречия и неизвестности, направленность на выяснение взаимосвязи и причин явлений. Когда ребенок задает вопросы, не спешите отвечать, лучше задайте встречный вопрос: А ты как думаешь? Ни в коем случае не оценивайте отрицательно вопросы ребенка. Ваше общение должно быть построено так, чтобы ребенок больше задавал вопросы Вам, не отвечал на исходящие от Вас вопросы.
В качестве материала к игре используйте сюжетные картинки, которые имеют проблемное содержание − неизвестное ребенку событие, ситуацию и т. п. Предложите малышу поиграть в игру, в которой ему показывают интересные картинки, а он может спрашивать взрослых обо всем, что ему хочется узнать, на которые трудно ответить. Если взрослый не может ответить, значит ребенок выиграл, а если смог - проиграл.
Постарайтесь научить малыша в ходе игры разносторонне исследовать ситуацию. Если он задает вопросы одного и того же типа, спросите его о чем-то, используя другой тип вопросов: почему, когда, что, влияет ли, может быть это, как связано, как такое получилось, в чем причина? и пр. Это поможет ребенку преодолевать стереотипы мышления и глубже исследовать ситуацию.
Если ребенок задает расплывчатые, нечеткие вопросы, помогите ему найти более четкую форму выражения, правильно их сформулировать.
4. Игра «Что в кулаке»
Игра направлена на развитие умения задавать вопросы для исследования неопределенной ситуации.
Возьмите небольшой предмет, и спрячьте его, сжав руку в кулак. Малыш должен отгадать, что в кулаке, задавая о предмете разнообразные вопросы. Скажите ребенку, что вопросы − это волшебные ключи от дверей, за которыми скрывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает одну из множества дверей. Такими ключами могут быть форма и размер предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно изменить, к какому виду относится, какими свойствами обладает, какого цвета и пр.
Такие игры постепенно помогут малышу освоить все многообразие вопросительных форм, каждая из которых откроет ему нечто новое. Можно играть и с большими предметами. Для этого предмет можно положить на пол или на стол и накрыть тканью. Или же использовать картинки или фотографии предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительной деятельности
В данной презентации представлена методика диагностики уровня овладения изобразительной деятельность детей раннего возраста ....
Условия развития творческих способностей ребенка
Памятка для родителей...
Компьютерные технологии как условие развития художественно-творческих способностей ребенка дошкольника.
Статья из опыта работы с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Творческие способности ребенка пятого года жизни»
Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В ...
Игры и упражнения, развивающие творческие способности ребенка
Игры и упражнения, развивающие творческие спосоьности дошкольников с 3-7 лет...
Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка"
Автором представлен материал для родителей о влиянии музыки на творческое развитие дошкольников....