К чтению через игры со звуками
консультация (старшая группа)
Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв так же опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Постепенно ведя ребенка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность — через игры со звуками.
Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв так же опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.
Нужно играть с детьми в звуковые игры, потому что, каждый ребенок должен иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой, иметь навык звукового анализа и синтеза.
Необходимо заинтересовать детей звуковыми играми, чтобы сформировать интерес к языку и его законам.
Приведу примеры самых популярных и эффективных игр со звуками, в которые дома может играть любой родитель со своими детьми.
«Поймай звук»
Вот загадка о снеге: На всех садится,
Никого не боится.
Какой первый звук в слове снег? Звук [с]. Нужно хлопнуть в ладоши - «поймать звук», когда его услышишь.
С, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с;
са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы;
мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша.
«Начало, середина, конец»
Определить где в слове слышится звук, например звук [с]: в начале слова, в середине слова или в конце слова. Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.
«Ушки на макушке»
Взрослый многократно произносит одно и то же слово, и в тот момент, когда изменяется один звук, ребёнку нужно хлопнуть:
сыр, сыр, сыр ... сор, сыр, сыр;
шар, шар, ... жар, шар, шар;
рад, рад ... ряд, рад, рад;
«Верни шалунишку»
Вот загадка про морковь: Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Какой первый звук в слове морковь? (Звук [м].) Пока мы шли, из слов убежал звук [м]. Вернём его в начало слова: -агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.
Взрослый произносит слово без первого звука, его должен добавить ребёнок и назвать всё слово целиком.
«Теория о звуках»
Ответь, пожалуйста, на мои вопросы.
- Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить.)
- На какие две группы делятся звуки? (На гласные и согласные звуки.)
- Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть звуков — [и], [э], [а], [о], [у], [ы].)
- Почему одни звуки называются гласными, другие согласными? В чем главное их отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; в слогообразующей функции гласных.)
- Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие.)
- Давай поиграем в игры, помогающие различать твердые и мягкие согласные звуки. Почему так важно это умение? Ответить на этот вопрос можно, поняв механизм чтения и письма.
Игра «Тим и Том»
Давай нарисуем двух мальчиков. Одного, назовем Тим, — он румяный, маленький, веселый. Другого, Том, — он высокий, строгий. Тим любит все, что начинается на мягкий согласный звук, Том — на твердый согласный звук.
- Кто любит носить [к']епку, кто [п]анамку?
Родители и дети рисуют на Тиме кепку, на Томе панамку. Аналогично рисуют для Тима и Тома мяч и скакалку, конфеты и леденцы, рюкзак и сумку, бинокль и карту, консервы и вермишель, и т.д.
Игра «Магазин» В эту игру лучше играть с игрушками.
Взрослый. Надо купить игрушку, «заплатив» за нее первым звуком слова.
Ребёнок. Я хочу купить мишку.
Взрослый. Платите деньги.
Ребёнок. Вот вам звук [м’].
Взрослый. Продано.
Затем можно поменяться ролями.
«Цепочка слов»
Детям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова. Слон—нос—стол...
Игра «Накормим Карлсона»
К нам в гости прилетел Карлсон. Мама приготовила плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п’] (это пельмени, пирог, печенье, пирожки, пюре).
«Собери слово»
Взрослый произносит слово по звукам: [н], [о], [с]; ребёнок его «собирает»: нос. (Слова: дом, кот, сыр, суп, куст и др.)
«Дом звуков»
Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребенком анализировать слова:
брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, ю, я, ъ; выделяя последовательно звуки в слове, научите ребенка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».
с с с с о н — первый звук [с]
с о о о о н — второй звук [о]
с о н н н н — третий звук [н]
«Техника безопасности» при произнесении букв.
Показывая детям буквы, называйте твердый вариант согласного звука: не «кэ», не «кА», а «к» (кратко). Знакомьте сразу не со всеми буквами и в такой примерно последовательности : А, О, У, Ы, И, Н, Т, С, К, П, Р, Л, В...
«Закон чтения и письма»
Порядок введения новых слов для чтения и печатания: вначале ребенок должен учиться читать слоги и слова с гласными I ряда, затем с гласной И, потом с буквами Я, Е, Ю, Ё.
таблица гласных I и II ряда.
а | 0 | У | э | ы |
я | ё | ю | е | и |
Уважаемые родители, играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И самое важное — совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом психического развития вашего ребенка. Удачи вам.
Попробуйте прочитать зашифрованные надписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-551977-1421661296.jpg)
Консультация – практикум для родителей К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ СО ЗВУКАМИ
Показать родителям необходимость для ребёнка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-464201-1411038828.jpg)
Презентация " К чтению через игры со звуками"
Презентация для родителей детей 5 - 7 лет по обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/04/picture-52921-1701675624.jpg)
Консультация-практикум для родителей на тему: «К чтению через игры со звуками»
Постепенно ведя ребенка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность — через игры со звуками.Что такое буква? Это знак звукa. Ознакомл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514863-1415105757.jpg)
К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ
реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития детей с ТНР в условиях специально организованной развивающей познавательной игровой деятельности;- раскрыть основные...
Консультация-практикум для родителей "К чтению через игры со звуками"
Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв такж...