Картотека игр с кинетическим песком
картотека

Кустова Галина Викторовна

Игры с кинетическим песком для детей от 1-7лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_s_kineticheskim_peskom_ot_1_goda_do_7_let.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с кинетическим песком

для детей от 1 года до 7 лет

Кинетический песок – новый и необычный материал для творческих игр, учебного и познавательного процессов. Он развивает мелкую моторику, глазомер, чувственное восприятие и креативность, речь, а также прекрасно снимает стресс.

Постройки, созданные ребенком на песке, являются отражением бессознательного. С их помощью он выводит наружу свои переживания, внутренние проблемы, мучащие малыша.

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 1—2 ЛЕТ

«Норки для мышки»

Цель: развитие мелкой моторики, способности к звукоподражанию.

Оборудование: кинетический песок, совочек, игрушка «Мышка».

Ход: выкопайте вместе ребенком небольшие ямки-норки — руками или совочком. Затем обыграйте постройку с помощью игрушки, например, возьмите игрушечную мышку, сымитируйте ее писк. Затем мышка пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат.

«Я пеку, пеку, пеку...»

Цель: развитие мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок, совочек, формочки.

Ход: ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия — булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок и утрамбовывая его рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок угощает пирожками гостей, кукол.

 Взрослый может сопровождать процесс речевыми потешками и пальчиковыми играми, а также комментированием действий ребенка.

«Заборчики»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: кинетический песок, совочек, игрушки.

Ход: малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2—3 ЛЕТ

«Ах, какой песочек!»

Цель: развитие тактильной чувствительности, речи, мелкой моторики, глазомера.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: предложите ребенку закрыть глаза и почувствовать, как песок струится между пальчиков, подружитесь с ним. Спросите ребенка, какой песок — холодный, теплый, влажный, сухой?

Предложите сжать песок в кулачке, расплющить между ладонями, сделать пирожок.

Пусть ребенок закопает руки в песок, пошлепает по нему, оставляя следы ладоней, или потопает, оставляя следы ступней. Похлопайте по песку, оставив отпечатки ладоней — как ваших, так и ребенка. Спросите ребенка: «Чья ладошка больше?»

Пусть он дотронется до песка всей ладошкой — внутренней, затем — тыльной стороной. Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом — второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «пальчики здороваются».

Можно предложить ребенку наступить на песочек ногами.

«Ручки радуются песочку»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки.

Ход: перетирайте песок между пальцами, ладонями. Оставьте «необыкновенные следы». Продолжайте игру, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку. Можно включить в игру мелкие игрушки для обыгрывания сюжета.

«Идут медвежата»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: расслабляя и напрягая пальцы, ребенок делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, — «жучки бегут». Можно полностью погружать руки в песок, встречаясь там руками друг с другом, — «жучки здороваются».

«Волшебные отпечатки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: оставьте отпечатки рук — своих и ребенка — на мокром песке, затем дорисуйте их или дополните камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. п.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ

«Куличики для гостей»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок, формочки, набор детской посуды, мелкие игрушки.

Ход: мама говорит ребенку, что к ним придут гости из волшебной страны, и ей необходимо приготовить куличики — она просит помочь ей. Ребенку предлагают различные формочки, и он вместе с мамой начинает лепить. Каждый куличик ребенок кладет на тарелочку. Гости уже пришли, и он дает каждому тарелочку с куличиком и «разливает чай». Далее может проходить беседа ребенка и гостей на выбранную мамой тему.

«Построим башню для принцессы»

Цель: развитие мелкой моторики, ловкости пальцев, стремления доводить начатое до конца.

Оборудование: кинетический песок, формочки, кубики.

Ход: предложите ребенку построить башню для принцессы, чтобы спрятать ее от злой королевы. Башню нужно построить из кубиков — возьмите формочки и сделайте кирпичики. Уточните, что нужно все делать очень аккуратно, иначе башня может развалиться.

«Прятки»

Цель: развитие мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки.

Ход: заранее спрячьте в песочнице различные игрушки. Скажите ребенку, что злой волшебник наслал заклинание на жителей песочной страны. Чтобы освободить жителей от чар, нужно найти их в песке. Можно попросить ребенка произносить название каждой найденной игрушки.

«Маленькие — большие следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок, деревянный конструктор.

Ход: предложите ребенку оставить следы ладошек на песке, при этом сильно надавив на него. Мама оставляет след от своих ладоней, малыш — от своих, затем они сравнивают эти следы (где маленькие ладошки, а где — большие?).

Аналогично можно использовать различные фигуры (большие и маленькие), повторив названия геометрических фигур.

«Нарежем на кусочки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, глазомера.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: ребенок лепит шарик или делает колбаску, а затем режет их на дольки.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4—5 ЛЕТ

«Готовим печенья и кексики»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок, формы для выпечки, кулинарные высечки, скалка, набор детской посуды, куклы.

Ход: предложите ребенку раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно изготовить печенье различной формы и устраивать чаепитие для кукол и игрушек.

Аналогично из песка можно сделать «хлеб», «масло» или «колбаски», вручить ребенку пластиковый нож и предложить «нарезать хлеба» или «приготовить бутерброды» для гостей.

«Прятки»

Цель: развитие мелкой моторики, речи, математических представлений.

Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки и предметы, наборы пластиковых букв и цифр.

Ход: самые простые прятки, в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть мелкие игрушки, детали конструктора, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задачей ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.

Играя в такую игру, будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного, чтобы он случайно не потянул в рот мелкие предметы и не подавился!

Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв — слова. Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в песке нужные буквы для составления слова.

«Лепим из кинетического песка»

Цель: развитие мелкой моторики, речи, математических представлений.

Оборудование: кинетический песок, формочки, трафареты букв и цифр из бумаги.

Ход: кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками. Вы можете лепить из него различные формы (используя фигурки из сортера) и изучать их с ребенком или предложить слепить буквы и цифры (для облегчения задачи можно предварительно распечатать трафареты на листе формата А4 или его половины).

«Угадайка»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики, речи, мышления.

Оборудование: кинетический песок, штампики.

Ход: на кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след, и из этого также получается отличная развивающая игра.

Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком, в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того как все доступные предметы оставили свой след на песке, можно пойти дальше и играть в «Угадайку». Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать этот предмет. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.

«Ручеек бежит сквозь пальцы»

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: эта игра поможет закрепить свойства кинетического песка — тягучесть, способность перетекать, перемещаться.

Напомните ребенку мультфильм про ручеек. Покажите, как ручеек из песка может перемещаться, протекать сквозь пальцы. Предложите поиграть с ручейком.

«Мы скатаем Колобка»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: разделите заранее песок на маленькие комочки — это будут «мука», «масло», «сметана». Напомните ребенку сказку «Колобок». Предложите замесить тесто и слепить Колобка. Обыграйте готовый персонаж.

«Покорми цыпленка»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: заранее слепите цыпленка, распределите по поверхности стола маленькие комочки песка — «зернышки». Предложите детям «покормить цыпленка». В конце обратите внимание на то, как «вырос» комок («цыпленок» — «курочка»). 

«Паровозик из Ромашково»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок, изображение паровозика, формочки, мелкие игрушки.

Ход: покажите ребенку изображение паровозика. Предложить сделать паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки в виде геометрических фигур. При затруднении покажите, как из двух квадратов получить прямоугольник, из двух треугольников — квадрат и т. д.

В конце «рассадите в вагоны пассажиров», которыми могут служить мелкие игрушки, изображающие животных или человечков.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ

Цель: научить ребенка создавать из песка постройки и героев по замыслу.

Оборудование: миниатюрные игрушки (машинки, куколки, фигурки животных), бросовый материал, формочки.

«Песочные картины»

Ход: ребенок создает на песке картину, используя природный материал.

«Сказочный город»

Ход: с помощью различных формочек ребенок строит замки, города, которые можно обыграть с использованием мелких игрушек.

«Зоопарк»

Ход: предложите ребенку вылепить из песка различных животных и «провести экскурсию по зоопарку» — рассказать о каждом животном, дав каждому подробную характеристику. Если малыш отказывается, не следует настаивать. Можно просто похвалить и сказать, что вам понравилась его постройка.

«Пишем на песке»

Цель: изучение и закрепление навыков счета, знания алфавита.

Оборудование: кинетический песок, деревянная палочка.

Ход: вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, — наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом.

«Плоские и объемные»

Цель: закрепить представление ребенка о сенсорных эталонах (форма), научить называть плоские и похожие на них объемные фигуры.

Оборудование: кинетический песок, плоские геометрические фигуры.

Ход: покажите ребенку плоские геометрические фигуры, попросите назвать их. Затем предложите сделать из кинетического песка объемных «братьев» этих фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с кинетическим песком

В данном материале представлены упражнения и игры с кинетическим песком для детей дошкольного возраста....

Картотека игр с кинетическим песком

Картотека игр с кинетическим песком...

Картотека игр с кинетическим песком

Картотека игр с кинетическим песком...

Картотека игр с кинетическим песком

Картотека игр с кинетическим песком...

Картотека игр с кинетическим песком

Игра с кинетическим песком - это, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.Так же, при игре с песком реализуются следующие цели:1) развит...