Конспект семинара для родителей "Воспитание на основе здравого смысла"
материал
Цель семинара – познакомить родителей с практическими навыками воспитания, которые не только придадут им уверенности, но и помогут более эффективно влиять на поведение детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravoe_vospitanie_1.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Золотая рыбка»
Практический семинар
для родителей
«Воспитание на основе здравого смысла»
Составил: педагог-психолог
Лысенкова И.И.
г. Богородск, 2019г
Тема: «Воспитание на основе здравого смысла»
Цель семинара – познакомить родителей с практическими навыками воспитания, которые не только придадут им уверенности, но и помогут более эффективно влиять на поведение детей.
1 этап. Знакомство
Психолог: - Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня наша встреча будет проходить в форме практического семинара, поэтому предлагаю для начала принять правила работы в группе.
Принятие правил группы:
1. Правило круга.
2. Принцип активности
3. Принцип конфиденциальности
4. Принцип «здесь и теперь» (обсуждаются только те чувства и состояния, которые происходят в данный момент)
5. Принцип персонификации (говорить только от своего имени)
6. Принцип субъект-субъектного общения (такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания; безоценочное суждение).
Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время работы семинара. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.
Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.
2 этап. Практический
Психолог: - Быть родителем - почетно и ответственно. У родителей не бывает выходных, отпуска, им не платят зарплату. Дивиденды они получают не сразу. Что бы стать родителем и воспитывать своего ребенка – родители не получают специального образования.
И конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок стал успешным, самодостаточным и реализовавшим свой потенциал человеком.
Как вы считаете, какая самооценка должна быть у ребёнка, что бы сформировались все вышеперечисленные качества? (Ответы родителей)
Самооценка должна быть положительной и устойчивой, и не зависеть от ситуаций успеха и неудач. Самооценка развивается посредством ощущений способности и уверенности, которые возникают в результате решения задач, преодоления сложностей и наличия возможности учиться на собственных ошибках.
Главную роль в сформировании самооценки ребёнка играют родители. Очень важно, как мы (взрослые) реагируем то, что делают наши дети.
1 часть. Похвала:
- Может быть оценочная (Молодец!). Она не работает на формирование самооценки. Такие дети делают всё только за оценку, у них формируется неустойчивая самооценка.
- Описательная (Молодец, что … описание поведения, действия)
«Слова, которые оценивают – ограничивают человека, слова, которые описывают, дают ему возможность развиться» (Цитата)
Когда и за что хвалить?
- За то, в чем дети уже преуспели и что вы принимаете за данное
- За небольшие успехи в той деятельности, которая представляет для ребёнка сложности
- За попытку научиться чему-то новому
Как хвалить?
1 шаг – продемонстрировать одобрение
2 шаг – описать положительное поведение
3 шаг – объяснить, как подобное поведение поможет самому ребёнку
4 шаг (необязательный) – дополнительное вознаграждение (лучше не материальное)
Практическое задание «Эффективная похвала». Выполняется на бланках.
Дополнительные рекомендации:
1. похвала должна следовать сразу за поведением
2. прибегайте к похвале часто и последовательно
3. хвалите даже за небольшие шаги в желательном направлении
4. на каждое критическое замечание должно приходиться, как минимум, 4 похвалы.
Упражнение «Позиции диалога»
Участники делятся на пары.
В каждой начинается диалог на любую тему. По команде психолога позиция в паре меняется.
1. Разговор на одном уровне.
2. Один участник встаёт и продолжает разговор стоя.
3. Стоящий отворачивается спиной и продолжает разговор
4. Стоящий отходит на два шага вперёд и продолжает разговор
Обсуждение.
2 часть. Последствия
Психолог: - Люди сталкиваются с последствиями своих поступков на каждом шагу. Не выполнив задания на работе, мы получаем нагоняй от начальника, а, сказав что-то приятное другу, слышим в ответ комплимент.
Последствия поступков заставляют детей думать, они узнают, что их действия всегда ведут к каким-то результатам: иногда к положительным, а иногда — к отрицательным. Вы, наверняка не раз использовали этот механизм в воспитании детей: наказывали или разрешали играть только после того, как они выполняли задания.
Однако назначение родителем «последствия» еще не означает, что ребенок сразу изменит свое поведение. Родителям необходимо сочетать ясные и четкие объяснения того, чего они хотят от детей, с назначением «последствий». Соблюдение этих двух условий в сочетании с заботой и любовью дает очень хорошие результаты.
Это то, что мы называем «разумным обучением».
Разумное обучение — это позитивный и эффективный подход к неправильному поведению детей.
Использовать разумное обучение вам помогут следующие указания:
1. Прежде всего, четко выражайте свои мысли — точно указывайте детям на то, что именно они сделали правильно или неправильно.
«Ты поступаешь безответственно!»
«Ну-ка соберись и перестань безобразничать!»
«Когда мы были в магазине, ты был просто умницей!»
Действительно ли понимают наши дети, что мы имеем в виду, когда говорим подобные вещи?
Если мы хотим чему-то научить своего ребенка, необходимо говорить с ним на понятном ему языке. Что могут означать для детей слова вроде «безответственно», «безобразничать», «неуважительно»? Им трудно взять в толк, чего от них хотят, и это вызывает у них недоумение и досаду.
Стараясь научить чему-то детей, необходимо доходчиво излагать свои мысли, сообщать, чего от них хотят и как именно они должны этого добиться.
Необходимо воздерживаться от неопределенных высказываний. Родители должны давать точное описание поведения детей и говорить о том, что можно увидеть, услышать или измерить.
Родители приводят примеры точного описания поведения.
Вот примеры точного описания поведения:
«Моя дочь говорит по телефону больше часа».
«Когда я прошу сына что-то сделать, он закатывает глаза и выходит из комнаты».
«Когда мои дети приходят домой из школы, они убирают на место портфель и сразу же спрашивают, не надо ли помочь по хозяйству».
«Когда я говорю дочери, что у нее в комнате беспорядок, она начинает кричать и жаловаться, что я ни на минуту не оставляю ее в покое».
«Сын помог мне убрать со стола, вымыл посуду и подмел на кухне».
Эти описания точно передают то, что можно видеть или слышать.
Для того чтобы дети вас правильно понимали, используйте знакомые им слова.
С маленькими детьми говорите простым языком, избегая длинных предложений.
2. Незамедлительно реагируйте на поведение ребенка — помогите ему понять связь между его действиями и тем, к чему они приводят.
3. Будьте конкретны — ясно показывайте детям то, как они могут улучшить свое поведение.
А теперь давайте посмотрим, как одно и то же поведение можно описать в общих, неопределенных словах или точно и конкретно.
Пример неопределенного замечания: «Дима, почему при посторонних людях ты ведешь себя как маленький?»
А вот как можно было бы сказать то же самое, но только гораздо конкретнее: «Дима, когда приходят гости, сначала поздоровайся с ними, а потом можешь идти к себе играть».
Вместо «Пожалуйста, веди себя в магазине прилично»,
можно сказать так: «Запомни, что в магазине, мы не будем покупать конфет. Я бы хотела, чтобы ты помогла мне найти продукты, которые нам нужно купить.
Можешь помочь мне их нести. Хорошо?»
4. Будьте позитивны — обучайте детей владеть собой, контролировать свои действия и адекватно выражать эмоции.
Очень важно, чтобы ребенок знал, что даже, когда вам не нравится то, как он себя ведет, вы по-прежнему любите его и именно поэтому хотите исправить его ошибки.
Поведение ребенка формируется в течение всей его жизни, и не стоит надеяться, что оно изменится за один день. Постарайтесь замечать даже небольшие сдвиги в нужном направлении и хвалить себя даже за самые маленькие успехи. Помните, что иногда, прежде чем улучшиться, поведение ребенка может на некоторое время стать хуже — не спешите опускать руки! Ваши старания обязательно будут вознаграждены, и на смену сомнениям придет ощущение уверенности. Будьте настойчивы, и ваши самоотверженность, терпение и труд непременно увенчаются успехом.
Для ребенка нет человека важнее, чем его папа или мама.
Вы — его первый и самый главный учитель. Никто никогда не сможет повлиять на жизнь маленького человека сильнее, чем его родители, и поэтому от вас потребуется вся любовь, вся энергия и все терпение, на которое вы только способны. Вкладывая их, вы поймете, что нет более трудного и интересного дела, чем воспитание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопреки здравому смыслу
Материал статьи будет интересен родителям будущих первоклассников...
"Вопреки здравому смыслу"
Не секрет, что большинство сегодняшних родителей слишком озабочены обучением шести-пяти и даже четырехлетних детей, полагая, что этим они снимут или уменьшат для ребенка предстоящие трудности в ...
Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.
laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...
Конспект семинара-практикума для работы с педагогами на основе использования проектной методики - метафорические карты на тему «Тараканы в голове»
Актуальность темы эмоционального выгорания педагогов в ДОУ не снижается со временем, а скорее наоборот, возрастает. С каждым годом появляются новые методы профилактической работы педагога - психолога ...
Конспект семинара-практикума для родителей на тему «Семья - основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (познавательное направление)
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования пред...
Мастер-класс «Воспитание на основе здравого смысла и любви как основа коммуникации между взрослым и ребенком»
laquo;Воспитание на основе здравого смысла» - это школа для родителей, которая поможет решить многие проблемы. Этот курс полезен и для людей, которые работают с детьми, так как в по...
Методические рекомендации по проведению цикла сессий Воспитание на основе здравого смысла
Методические рекомендации по проведению цикла сессий для педагогов и родителей по теме "Воспитание на основе здравого смысла и любви"...