Родительское собрание " Как научить ребенка поступать нравственно"
материал (старшая группа)
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу,
необходимо, чтобы идеи этого воспитания
переходили в убеждения воспитанников,
убеждения в привычки, а привычки в наклонности.
К.Д. Ушинский
Воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающие нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещем, на характере общения с окружающими людьми.
Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установление правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды и обуви; с культурой еды ( поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи ( форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.
Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребёнка, и вместе с тем, позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. Для воспитания культуры поведения необходимо обучение детей определённым навыкам и умениям. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением ( уборка игрушек, наведение порядка в комнате или в доме и др.) В старшем дошкольном возрасте по мере усвоения навыка, родители постепенно переходят от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию. Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Всё это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающее к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребёнка. Отношение взрослых к играм и занятиям ребёнка должно быть продуманным и уважительным. Так, например, сын рассматривая иллюстрации к сказке, пересказывает содержание младшей сестренке, в это время мама не гремит посудой, не задает сыну вопросов, с бабушкой разговаривает тише. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что и они будут себя вести тихо, если занимаются другие. Вместе с тем важно поощрение положительных поступков детей, не скупиться на похвалу. В старшем возрасте следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках. Родителям не надо забывать о художественном слове – рассказы, сказки, стихи, в которых много ситуаций, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения. Можно беседовать на этические темы, конечно, не злоупотребляя ни нравоучениями, не отвлеченными категориями.
Выполнение норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно. Также надо отметить важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.
Приложение
Воспитываем нравственные нормы и правила поведения
Твоё имя
Побеседуйте с детьми об именах членов своей семьи, как звучит полное имя мамы, папы, бабушки, дедушки. Напоминайте малышу его отчество. Обратите внимание, как называет ребёнок своих сверстников.
Слова приветствия при встрече
Обращайте внимание на манеру вашего ребёнка приветствовать сверстников и взрослых.
Как нам познакомиться
Каждому человеку нужен друг, кто тебя понимает, любит играть и разговаривать, который не обидит. Ребёнок представляет маме и папе своих друзей, а друзьям своих сестёр и братьев. При знакомстве чётко называют имена и фамилии. Расширяйте круг знакомых, среди них могут быть новые друзья. Постоянное внимание взрослых к манере общения ребёнка с другими людьми, взрослыми, или ровесниками способствует возникновению у него внутренней потребности в вежливых формах обращения.
Как быть красивыми
Нужно постоянное внимание взрослых к внешнему виду ребёнка. Делайте ему комплименты по поводу одежды, причёски, поведения, как ты красиво выглядишь, тебе к лицу этот костюм, у тебя замечательная улыбка, ты красиво сидишь. Поговорите с ребёнком о личной гигиене ( чистота тела). Она нужна для сохранения здоровья и установления хороших отношений с окружающими: Кто опрятен – тот приятен. Уход за лицом и телом – личное дело каждого, зубная щётка, расчёска и носовой платок – личные вещи каждого.
Моя одежда, мой костюм
Обращайте внимание ребёнка на то, как он одет – аккуратно ли, чисто, красиво, соответственно сезону и занятию. Развивая самостоятельность, позволяйте ему самому следить за сохранностью одежды и обуви, за порядком в бельевых ящиках, на полках, в шкафу ля одежды, выбирать костюм к тому или иному случаю, оценивать свой внешний вид, встав перед зеркалом.
Моя комната, мои игрушки
Дома на ребёнка возлагается ответственность за чистоту его комнаты, за сохранность его книг и игрушек. Помогает старшим в уборке комнаты, квартиры. Похвала и поощрение, что позволяет укрепить в сознании необходимость в соблюдении порядка дома и вне его.
Поговорим по телефону
Соблюдая этикет телефонного разговора, взрослые тем самым закрепляют в сознании маленького человека правила пользования телефоном.
-------Осторожно взять телефонную трубку с аппарата
-------Говорить вежливо.
-------Начинать разговор со слова « здравствуйте».
-------Обязательно представиться.
-------Недолго разговаривать.
-------Не звонить утром рано и поздно вечером.
-------Первым заканчивает разговор, кто старше или девочка, или женщина, или кто позвонил.
Поведение в общественных местах
Общественные места – это те места, в которых собирается много народа. Вежливый человек ведёт себя так, чтобы не создавать неприятностей себе и окружающим: не толкнуть и не ударить проходящего, не сказать обидного слова незнакомому, помочь нуждающемуся.
Как мы ведём себя на улице
Самым лучшим уроком для воспитанника является личный пример его близких. Любое пренебрежение поведенческими правилами сразу отмечается детским вниманием и откладывается в сознании.
В автобусе и в метро
Поездки с родителями в общественном транспорте дают возможность ребёнку использовать знание правил поведения в реальной жизни. Он внимательно наблюдает и анализирует поведение взрослых, особенно близких, вступает в контакт с незнакомыми пассажирами.
В магазине
----- Хорошо выглядеть, быть вежливыми и внимательными к окружающим.
------У двери магазина пропустить всех, кто из него выходит, а затем войти.
-------Пропустить вперёд инвалида, пожилого, женщину с маленьким ребёнком.
-------Не кричать, громко не разговаривать, не бегать
------Без очереди с разрешения других и поблагодарить.
-------Помочь маме: подержать сумку, постоять в очереди.
На лестничной площадке
Не сорить, не кричать, не кататься на перилах, не портить лифт, не оставлять грязь.
Всей семьёй в кафе.
Посещение кафе для ребёнка – праздник, в котором всё ново и необычно. Это школа поведения в общественном месте, школа общения, а также с незнакомыми людьми.
Впервые в театре, кинотеатре, музее выставке
Гости в нашем доме
-----В доме должно быть чисто и красиво.
-----Нарядные хозяева встречают гостей.
-----Готовится вкусное угощение.
-----У входа двери гостя встречает хозяин праздника
-----Уделить внимание каждому гостю.
-----За подарки говорить спасибо.
-----Провожая гостей, надо их поблагодарить, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.
Катя в гостях у Вики.
Как дарить подарки.
Как сервировать стол.
За столом я ем ложкой, вилкой и ножом.
Моя счастливая семья
Семьи бывают маленькие и большие. А счастливыми они становятся, если знают секреты семейного счастья. В одиночку счастье создать нельзя. Все в семье – и дети, и взрослые – делают её счастливой! Какую семью можно назвать счастливой? Ту, в которой счастлив каждый человек, в которой все заботятся друг о друге и помогают.
Значение семьи для ребёнка огромно, в ней закладывается модель его будущего взрослой семьи, и родители несут за это ответственность. Побеседуйте о том, какую роль он играет в семье, что может сделать для её укрепления. Учите его быть внимательным и близким, помогать им.
Мои самые любимые
Сложный мир взаимоотношений родителей и ребёнка во многом зависит от умения взрослых строить эти взаимоотношения: понимают ли они своего ребёнка, знают ли его психофизиологические возможности особенности, учитывают ли его интересы, задумываются ли над тем, что не только они оценивают своего малыша, но и он даёт им оценки, хотя не всегда высказывает их. Своим собственным поведением и отношением к другим членам семьи, родители закрепляют необходимые ребёнку знания семейного этикета и формируют его убеждения в необходимости и разумности соблюдения этикета в семье. Воспитание уважительного отношения к людям старшего возраста- к бабушке, к дедушке – во многом зависит от личного примера родителей. Одно из правил этикета гласит: первое и лучшее место предназначено для родителей.
Мой день рождения
Желательно проводить в кругу сверстников. Он развивает отношения с друзьями и расширяет свой эмоциональный мир.
Мои друзья – мальчики и девочки
Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения со сверстниками – важное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир и утверждать себя.
Для мамы и папы: как соблюдать этикет в семье
У каждого члена семьи своя функция ( что все друг друга дополняют и взаимозаменяют) .Отец – глава семьи , стратег её развития, создатель материального благополучия. Мать – семейный тактик. Она определяет каждодневную жизнь семьи, создаёт комфорт и уют в доме, осуществляет связь между отцом и детьми. Ребёнок объединяет собой родителей, даёт им стимул к жизненным успехам, вносит в семью тепло и радость. Мир ребёнка очень сложен и во многом зависит от родителей, их умения строить свои отношения с маленьким человеком. Своим собственным поведением мы формируем убеждение детей в необходимости и разумности соблюдения в семье правил этикета, благодаря которым мы становимся внимательнее друг к другу, терпимее и заботливее Что может быть лучше родного дома, в котором все тебя понимают и берегут твои чувства.
Литература:
1.Курочкина Н.И. Как научить ребёнка поступать нравственно - М.: Флинта – 2002г
2.Мир детства. Дошкольник/ Под ред. А.Г. Хрипковой;, отв. Ред. А.В. Запорожец.-М.: Педагогика, 1979, -416 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
« Как научить ребёнка поступать нравственно».
Подготовила: Трапезникова Н.Э., старший воспитатель
обособленного структурного подразделения
«Шалакушский детский сад»
Шалакушской СШ
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу,
необходимо, чтобы идеи этого воспитания
переходили в убеждения воспитанников,
убеждения в привычки, а привычки в наклонности.
К.Д. Ушинский
Воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающие нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещем, на характере общения с окружающими людьми.
Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установление правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды и обуви; с культурой еды ( поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи ( форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.
Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребёнка, и вместе с тем, позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. Для воспитания культуры поведения необходимо обучение детей определённым навыкам и умениям. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением ( уборка игрушек, наведение порядка в комнате или в доме и др.) В старшем дошкольном возрасте по мере усвоения навыка, родители постепенно переходят от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию. Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Всё это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающее к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребёнка. Отношение взрослых к играм и занятиям ребёнка должно быть продуманным и уважительным. Так, например, сын рассматривая иллюстрации к сказке, пересказывает содержание младшей сестренке, в это время мама не гремит посудой, не задает сыну вопросов, с бабушкой разговаривает тише. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что и они будут себя вести тихо, если занимаются другие. Вместе с тем важно поощрение положительных поступков детей, не скупиться на похвалу. В старшем возрасте следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках. Родителям не надо забывать о художественном слове – рассказы, сказки, стихи, в которых много ситуаций, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения. Можно беседовать на этические темы, конечно, не злоупотребляя ни нравоучениями, не отвлеченными категориями.
Выполнение норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно. Также надо отметить важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.
Приложение
Воспитываем нравственные нормы и правила поведения
Твоё имя
Побеседуйте с детьми об именах членов своей семьи, как звучит полное имя мамы, папы, бабушки, дедушки. Напоминайте малышу его отчество. Обратите внимание, как называет ребёнок своих сверстников.
Слова приветствия при встрече
Обращайте внимание на манеру вашего ребёнка приветствовать сверстников и взрослых.
Как нам познакомиться
Каждому человеку нужен друг, кто тебя понимает, любит играть и разговаривать, который не обидит. Ребёнок представляет маме и папе своих друзей, а друзьям своих сестёр и братьев. При знакомстве чётко называют имена и фамилии. Расширяйте круг знакомых, среди них могут быть новые друзья. Постоянное внимание взрослых к манере общения ребёнка с другими людьми, взрослыми, или ровесниками способствует возникновению у него внутренней потребности в вежливых формах обращения.
Как быть красивыми
Нужно постоянное внимание взрослых к внешнему виду ребёнка. Делайте ему комплименты по поводу одежды, причёски, поведения, как ты красиво выглядишь, тебе к лицу этот костюм, у тебя замечательная улыбка, ты красиво сидишь. Поговорите с ребёнком о личной гигиене ( чистота тела). Она нужна для сохранения здоровья и установления хороших отношений с окружающими: Кто опрятен – тот приятен. Уход за лицом и телом – личное дело каждого, зубная щётка, расчёска и носовой платок – личные вещи каждого.
Моя одежда, мой костюм
Обращайте внимание ребёнка на то, как он одет – аккуратно ли, чисто, красиво, соответственно сезону и занятию. Развивая самостоятельность, позволяйте ему самому следить за сохранностью одежды и обуви, за порядком в бельевых ящиках, на полках, в шкафу ля одежды, выбирать костюм к тому или иному случаю, оценивать свой внешний вид, встав перед зеркалом.
Моя комната, мои игрушки
Дома на ребёнка возлагается ответственность за чистоту его комнаты, за сохранность его книг и игрушек. Помогает старшим в уборке комнаты, квартиры. Похвала и поощрение, что позволяет укрепить в сознании необходимость в соблюдении порядка дома и вне его.
Поговорим по телефону
Соблюдая этикет телефонного разговора, взрослые тем самым закрепляют в сознании маленького человека правила пользования телефоном.
-------Осторожно взять телефонную трубку с аппарата
-------Говорить вежливо.
-------Начинать разговор со слова « здравствуйте».
-------Обязательно представиться.
-------Недолго разговаривать.
-------Не звонить утром рано и поздно вечером.
-------Первым заканчивает разговор, кто старше или девочка, или женщина, или кто позвонил.
Поведение в общественных местах
Общественные места – это те места, в которых собирается много народа. Вежливый человек ведёт себя так, чтобы не создавать неприятностей себе и окружающим: не толкнуть и не ударить проходящего, не сказать обидного слова незнакомому, помочь нуждающемуся.
Как мы ведём себя на улице
Самым лучшим уроком для воспитанника является личный пример его близких. Любое пренебрежение поведенческими правилами сразу отмечается детским вниманием и откладывается в сознании.
В автобусе и в метро
Поездки с родителями в общественном транспорте дают возможность ребёнку использовать знание правил поведения в реальной жизни. Он внимательно наблюдает и анализирует поведение взрослых, особенно близких, вступает в контакт с незнакомыми пассажирами.
В магазине
----- Хорошо выглядеть, быть вежливыми и внимательными к окружающим.
------У двери магазина пропустить всех, кто из него выходит, а затем войти.
-------Пропустить вперёд инвалида, пожилого, женщину с маленьким ребёнком.
-------Не кричать, громко не разговаривать, не бегать
------Без очереди с разрешения других и поблагодарить.
-------Помочь маме: подержать сумку, постоять в очереди.
На лестничной площадке
Не сорить, не кричать, не кататься на перилах, не портить лифт, не оставлять грязь.
Всей семьёй в кафе.
Посещение кафе для ребёнка – праздник, в котором всё ново и необычно. Это школа поведения в общественном месте, школа общения, а также с незнакомыми людьми.
Впервые в театре, кинотеатре, музее выставке
Гости в нашем доме
-----В доме должно быть чисто и красиво.
-----Нарядные хозяева встречают гостей.
-----Готовится вкусное угощение.
-----У входа двери гостя встречает хозяин праздника
-----Уделить внимание каждому гостю.
-----За подарки говорить спасибо.
-----Провожая гостей, надо их поблагодарить, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.
Катя в гостях у Вики.
Как дарить подарки.
Как сервировать стол.
За столом я ем ложкой, вилкой и ножом.
Моя счастливая семья
Семьи бывают маленькие и большие. А счастливыми они становятся, если знают секреты семейного счастья. В одиночку счастье создать нельзя. Все в семье – и дети, и взрослые – делают её счастливой! Какую семью можно назвать счастливой? Ту, в которой счастлив каждый человек, в которой все заботятся друг о друге и помогают.
Значение семьи для ребёнка огромно, в ней закладывается модель его будущего взрослой семьи, и родители несут за это ответственность. Побеседуйте о том, какую роль он играет в семье, что может сделать для её укрепления. Учите его быть внимательным и близким, помогать им.
Мои самые любимые
Сложный мир взаимоотношений родителей и ребёнка во многом зависит от умения взрослых строить эти взаимоотношения: понимают ли они своего ребёнка, знают ли его психофизиологические возможности особенности, учитывают ли его интересы, задумываются ли над тем, что не только они оценивают своего малыша, но и он даёт им оценки, хотя не всегда высказывает их. Своим собственным поведением и отношением к другим членам семьи, родители закрепляют необходимые ребёнку знания семейного этикета и формируют его убеждения в необходимости и разумности соблюдения этикета в семье. Воспитание уважительного отношения к людям старшего возраста- к бабушке, к дедушке – во многом зависит от личного примера родителей. Одно из правил этикета гласит: первое и лучшее место предназначено для родителей.
Мой день рождения
Желательно проводить в кругу сверстников. Он развивает отношения с друзьями и расширяет свой эмоциональный мир.
Мои друзья – мальчики и девочки
Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения со сверстниками – важное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир и утверждать себя.
Для мамы и папы: как соблюдать этикет в семье
У каждого члена семьи своя функция ( что все друг друга дополняют и взаимозаменяют) .Отец – глава семьи , стратег её развития, создатель материального благополучия. Мать – семейный тактик. Она определяет каждодневную жизнь семьи, создаёт комфорт и уют в доме, осуществляет связь между отцом и детьми. Ребёнок объединяет собой родителей, даёт им стимул к жизненным успехам, вносит в семью тепло и радость. Мир ребёнка очень сложен и во многом зависит от родителей, их умения строить свои отношения с маленьким человеком. Своим собственным поведением мы формируем убеждение детей в необходимости и разумности соблюдения в семье правил этикета, благодаря которым мы становимся внимательнее друг к другу, терпимее и заботливее Что может быть лучше родного дома, в котором все тебя понимают и берегут твои чувства.
Литература:
1.Курочкина Н.И. Как научить ребёнка поступать нравственно - М.: Флинта – 2002г
2.Мир детства. Дошкольник/ Под ред. А.Г. Хрипковой;, отв. Ред. А.В. Запорожец.-М.: Педагогика, 1979, -416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к родительскому собранию. «Как научить ребенка владеть собой?»
Человек всегда стремится к позитивным эмоциям, негативные – избегает. Негативные эмоции живут глубоко внутри человека и отравляют ему жизнь. Чтобы избавиться от них, необходимо прежде всего разобратьс...
Родительское собрание Как научить ребенка чувствовать
В круговороте жизненных событий, мы не всегда находим время разобраться в эмоциональном комфорте наших деток. Материал родительского собрания привлечет внимание родителей на внутренний мир своего ребе...
Родительское собрание "Как научить ребенка говорить правильно"
Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи. Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, оказание помощ...
Сценарий родительского собрания «Как научить ребенка говорить правильно?»
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи: создание в семье условий, для благоприятного речевого развития детей старшего дошкольного...
Родительское собрание "Как научить ребенка общаться?"
Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом – тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений?В этом мире у ребенка с...
Родительское собрание "Как научить ребенка правилам дорожного движения"
Обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах....
Конспект родительского собрания: «Как научить ребенка экономить?»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по экономическому воспитанию детей....