Роль мелкой моторики в развитии высших психических функций
консультация

Гриненко Елена Николаевна

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль мелкой моторики в развитии высших психических функций»

  1. Обращение к родителям (под музыку). Здравствуйте, уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разный взгляд на жизнь, но есть то, что нас объединяет – это наши дети. Давайте не забывать об этом, и постараемся сделать все, чтобы наши дети были счастливы. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства коррекции и развития ребенка. В последнее десятилетие наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи ребенка с паталогией. Признание авторитета семейного воспитания требует создания особых взаимоотношений семьи и коррекционного образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
  2. Большое внимание в работе учителя-дефектолога и воспитателей в детском саду уделяется созданию особого климата в коррекционной группе, способствующего эффективному преодолению и профилактике вторичных нарушений воспитанников, через оптимизацию взаимодействия в триаде «родители-дети-педагоги». Дети со сложной структурой дефекта представляют большую группу детей с ОВЗ. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Все развивается через моторику. Мелкая моторика способствует развитию высших психических функций. Плохая моторика пальцев дает низкие результаты при выполнении различных заданий. В связи с этим, на основе системы упражнений, разработанной и успешно адаптированной сотрудниками Институту коррекционной педагогики Российской Академии образования для дошкольников, была разработана система специальных занятий для детей:
  1. Блок «Театр исцеляющих прикосновений». Игровой самомассаж кистей рук – это эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей (катание ладошкой шестигранного карандаша, шариков, грецких орехов, деревянной катушки по столу или другой поверхности). Затем начинается уже активная тренировка пальцев рук.
  2. Блок «Театр исцеляющих и развивающих движений» - это реабилитация коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей и пальцев рук (катание теннисных мячей ладонью по наклонной поверхности, сжимание резиновых игрушек, воздушных шариков, наполненных мукой, крахмалом, мешочки с дренажом, сжимание клизм, наполненных водой, напрвляя струю в ту или иную сторону; игра с пипетками «напои птичку», игры с воздушными шарами (подбрасывание, ударение по подвешенному к потолку шарику кулаком, ладонью, указательным пальцем). Игры с мелким материалом – мозайка, пазлы, вышивание, плетение, шнурки; игры с кубиками, мелким строительным материалом,конструктором, работа с ножницами, игры с прищепками, разматывание и сматывание цветных клубков ниток, лепка, пальчиковая живопись, пластилинография, биссерография (раскрашивание бисером), ниткография (раскрашивание нитками), рисунки на подносе с детьми, рисование с использованием парафина (рисование свечой «процарапывание, набрызгивание»), работа со штампами – эти методы работы задают детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку, являются средством развития мелких мышц пальцев рук, предплечья, глазомера. По мере усвоения программного материала игру, упражнение можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д.

Такая форма работы способствует всестороннему развитию моторики рук детей, развитию внимания, усидчивости, аккуратности, повышению чувствительности пальцев, сенсомоторному развитию, воспитанию усидчивости и терпеливости в работе, снятию эмоционального напряжения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций  (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...

Тема: Развитие высших психических функций.

Коспект занятия для детей старшей группы...

Презентация по развитию высших психических функций младших школьников "Приключение в волшебной стране"

Презентация "Приключение в волшебной стране" расчитана на работу по развитию высших психических функций у детей  младшего школьного возраста.  ...

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии:  «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...