Консультация для родителей. Проблемы воспитания старшего дошкольника.
методическая разработка (старшая группа)

Попова Вера Николаевна

В консультации объясрняется как поддержать в детях ощущение взрослости и вызвать стремление к решению более сложных задач познания общения деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Проблемы воспитания старшего  дошкольника.

      Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы предметным миром. Происходит приобщение к культуре к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется изменением психологической позиции детей, они начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Взрослые должны помочь им понять это новое положение. Необходимо поддержать в детях ощущение взрослости и вызвать стремление к решению более сложных задач познания общения деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых родителям необходимо создать условия для развития детской самостоятельности инициативы творчества.

        Родители и воспитатели постоянно создают ситуации побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставят перед ними все более сложные задачи, развивают волю. Надо поддерживать желание преодолевать трудности доводить начатое дело до конца нацеливать на поиск новых творческих решений. Родителям необходимо придерживаться следующих правил. Не нужно при первых затруднениях спешить на помощь ребенку полезнее побуждать его к самостоятельному решению. Если же без помощи не обойтись вначале эта помощь должна быть минимальной лучше дать совет, подтолкнуть к решению  наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка опыт. Важно предоставить детям возможность самостоятельного решения поставленных задач нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи поддерживать детскую инициативу и творчество показывать детям рост их достижений вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.                                

      Воспитанию развитию самостоятельности способствует освоение детьми:

 - умений поставить цель (принять ее от родителя, воспитателя;

- обдумать путь к ее достижению;

- осуществить свой замысел;

- оценить свой результат.                                                                        

     Такая задача развития данных умений ставится воспитателями и родителями широко в разных видах деятельности. При этом нужно пользоваться средствами, помогающими дошкольникам планомерно осуществлять замысел: опорными схемами, моделями, пооперационными картами. Постепенно можно вносить коррективы в тактику индивидуального подхода. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Основная задача воспитания - развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно - изобразительной деятельности, в ручном труде, словестное творчество. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников. Именно в этой увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла способов и формы его воплощения. Необходимо поддерживать творческие инициативы детей, создавать в группе и дома атмосферу творческой деятельности по интересам.

        В        процессе воспитания серьезное внимание необходимо уделять развитию познавательной активности и интересов ребят. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек - самоделок, простейших механизмов и моделей. В воспитании необходим собственный пример. своим примером побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы: обращать внимание на новые, необычные черты объекта, стоить догадки, обращаться к детям за помощью, нацеливать на экспериментирование, рассуждение, предположение.      

       Необходимо подчеркивать роль книги как источника новых знаний. Родители должны показывать детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением. Ежедневно нужно планировать время (в ДОУ, дома) для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах.

       Познавательное развитие каждого ребенка должно находиться под постоянным контролем взрослых. Есть ли у ребенка познавательный интерес? Может ли он принять или поставить сам простую познавательную задачу, разрешить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать)? Какова умственная работоспособность ребенка? Способен ли он сохранять внимание, запоминать? Все эти вопросы возникают в процессе воспитания. Проявление интеллектуальной пассивности служит для педагога и родителей сигналом неблагополучия в развитии ребенка, его неподготовленности к предстоящему школьному обучению.

      Предметом особого внимания является социально - нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Важно изучить систему межличностных отношений детей в группе ровесников и помочь занять благоприятную для ребенка позицию: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, уходу за животными)

     Своим поведением взрослые показывают примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждают ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. В процессе эмоционального воспитания необходимо привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. В детском саду воспитатель (дома - родители) специально создают ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, нужно опираться на развивающее в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

     Характерной особенностью старших дошкольников является появление интересов к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животными и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, необходимо стремиться воспитывать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на Земле.

     Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Используется несколько форм общения:

- деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему либо;

- познавательное общение - общение по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;

- личностное общение - общение, в которое вступает ребенок, что бы обсудить со взрослыми проблемы, связанные а эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально - ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Проблемы трудового воспитания дошкольников»

Консультация для родителей «Проблемы трудового воспитания дошкольников»...

Консультация на тему «Проблемы воспитания ребенка в современном мире»

Консультация на тему«Проблемы воспитания ребенка в современном мире»...

Консультация для родителей «Проблема воспитания в семье двоих (нескольких) детей»

Воспитание двоих-троих детей – интересный, но и сложный процесс, и от того, как родители отнесутся к нему, будет зависеть формирование отношений между ними. Разный возраст (от 5 и более лет) не ...

Консультация для родителей "Проблемы воспитания"

Консультация для родителей "Проблемы воспитания"...

Консультация с рекомендациями «Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка»

laquo;Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и развивать в нем лучшее».      С того момента как ребенок попадает в детский, у него п...

Консультация для воспитателей «Проблемы воспитания валеологичекой культуры у детей дошкольного возраста» 23.11.2020.г

Консультация для воспитателей Тема:  «Проблемы воспитания валеологичекой культуры у детей дошкольного возраста»Воспитатель: Ионцева Е.Н.23.11.2020г.Валеологическое образование &ndash...