Роль обучения корректному цветовосприятию в первой младшей группе.
статья (младшая группа)
Одной из задач умственного воспитания ребенка является формирование системы элементарных знаний о предметах, их свойствах и явлениях окружающей жизни. С самого раннего возраста ребенок сталкивается с многообразием красок, форм и иных свойств самых различных объектов – игрушек, различных предметов, окружающих его. Вокруг – природные и искусственно образованные явления с самыми различными сенсорными признаками – шумами, запахам и многоцветием, конечно, рано или поздно, даже без целенаправленного обучения, любой ребенок учится ориентироваться и различать элементы окружающего мира. Однако, при бесконтрольном, стихийном. освоении, такие знания часто оказываются поверхностными и неполноценными.
Именно в период раннего дошкольного детства есть прекрасная возможность раскрыть для ребенка нюансы и оттенки сенсорного знания об окружающих его предметах и обстановке, научить его глубоко осознавать и переживать его многообразие, видеть красоту мира и эмоционально развиваться посредством соприкосновения с прекрасным. Невозможно восторгаться предметами искусства и красотой природы, если отсутствует понимание формы и цветовосприятие находится в зачаточном состоянии.
Безусловно, для умственного развития ребенка раннего дошкольного возраста крайне необходимо получать и перерабатывать информацию об окружающем мире, чтобы стимулировать общие познавательные способности ребенка. Именно здесь на помощь приходит сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование у него представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. С самого раннего возраста именно сенсорное познавательное развитие совершенствует деятельность органов чувств малыша и пополняет его знания об окружающем мире.
Период первых трех лет жизни – это время наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Без усвоения базовых сенсорных навыков (идентификация свойств предметов –цвет, форма и величина), любое дальнейшее обучение остается отрывочным и способствует задержке совершенствования таких навыков как рисование, конструирование и развитие речи.
Естественно, что для каждого возраста существуют свои приоритетные способы подачи и отработки информации:
1) Первый год жизни
Для развития ребенку достаточно богатства и разнообразия внешних впечатлений. Поэтому сенсорное воспитание в этот период – это основной вид воспитания в целом. Полноценный и разнообразный опыт экспериментального взаимодействия с различными формами, фактурами, цветами, запахами и звуками, не только развивает органы чувств, но и позволяет полноценноразвиваться психически и физически.
2)Второй и третий год жизни
В этот период система сенсорного воспитания должна претерпеть существенные изменения. У ребенка уже существует база пассивно накопленного материала с базовыми знаниями, и на втором году жизни эти знания должны начать превращаться в навыки. Постоянно должно происходить расширение спектра имеющихся знаний – так к основным «чистым» цветам присоединяются оттенки, что позволяет расширять свое понимание окружающего мира и систематизировать свои знания о нем.
Я хотела бы поговорить об обучении и тренировке такого навыка ребенка раннего возраста, как способность различать и ассоциировать цвета.
Повсюду в окружающем нас мире присутствует огромное многообразие цвета, достаточно обращать внимание на него в повседневной жизни, чтобы привить ребенку способность различать и в дальнейшем перерабатывать знание о цвете как в развитии художественных умений, так и в развитии речи, обогащая ее и конкретизируя цветовыми дополнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_razvitiya_tsvetovospriyatiya_v_2-3_goda.docx | 714.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образование учреждение
детский сад №4 Кировского района Санкт-Петербурга.
Симакова Ксения Андреевна, первая младшая группа №5.
Роль обучения корректному цветовосприятию в первой младшей группе.
Сенсорное воспитание ребенка – это целенаправленное формирование его представлений о внешних свойствах предметов, развитие способов восприятия окружающего мира через признаки предметов: цвет, форму, величину и так далее.
Дошкольники особенно нуждаются в качественном и разностороннем сенсорном воспитании, потому как именно в этот период жизненного развития происходит накопление представлений об окружающем мире, возможно совершенствование деятельности органов чувств, что рождает процесс восприятия явлений и предметов, с которого, в свою очередь, и начинается процесс познания.
Чем более младший возраст рассматривается, тем существеннее в его обучении должен быть задействован чувственный опыт. На данном этапе главенствующую роль в изучении мира играет ознакомление со свойствами предметов.
Именно поэтому сенсорному воспитанию младших дошкольников уделяется особое внимание, упущения в данном направлении способны привести к большим затруднениям в развитии ребенка на последующих этапах.
Одним из основных свойств, определяющих предмет, является его цвет. Развитие цветовосприятия особенно важно в возрасте 2-3 лет, так как именно сейчас у ребенка закладывается базовый уровень художественных умений, через те знания, что являются для него доступными и понятными.
Способности в рисовании и конструировании, талант выражения эмоций через изобразительное искусство тесно связаны с цветовосприятием ребенка, делая его развитие родной из основных задач педагога в этом возрасте.
Эти выводы были сделаны большинством исследователей и действующих педагогов, позволив опираться на разнообразную теоретическую базу, основанную на их выводах и предложениях.
Так Мария Монтесори сформулировала 4 основных этапа развития цветовосприятия у детей:
1. Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта;
2. Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом;
3. Распознавание ребенком цвета по названию;
4. Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком.
На третьем году жизни уровень познавательной активности у большинства детей переходит на качественно новый уровень чувственного восприятия – тактильный опыт уже достаточно развит, позволяя ребенку развивать способности чисто зрительного исследования окружающего мира. Действительно, стоит отметить, что в отличие от формы, усвоение которой происходит через осязательные и зрительные опыты, цветовосприятие способно развиваться только на базе зрительного анализа предмета, исключая «помощь» других органов чувств, делая данный процесс более сложным этапом сенсорного воспитания.
Выдающие русские и зарубежные учёные в области дошкольной психологии и педагогики такие как И.Г. Пестолоцци, Ф. Фребель, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пиюгина, Л.А. Венгер, Т.В. Башаева большое внимание в своей исследовательской деятельности уделяли развитию цветовосприятия, отдавая должное важности данной проблемы.
М. Монтессори и Я. Н. Комменский разработали методические указания по обучению дошкольников в том числе цветовосприятию, где представлены вопросы организации подобных занятий.
От педагога требуется серьезная подготовка к такому роду обучения, владение большим разнообразием игровых форм для развития цветовосприятия, потому как однообразие сильно утомляет детей в возрасте 2-3 лет, делая занятия малопродуктивными, отталкивая их от заинтересованности в изучении данного вопроса. Только чередование различных форм активности способно давать максимально эффективное усвоение материала. Об этом много раз писали и упоминали специалисты, занимающиеся детским воспитанием, например, Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова – авторы образовательной программы «От рождения до школы». Чередование дидактических игр, игр на развитие мелкой моторики, творческих занятий (рисования и конструирования), подвижных игр на свежем воздухе, объединенных единой идеей о таком свойстве предмета, как цвет, могут дать хороший результат в усвоении младшими дошкольниками пройденного материала.
Влияние цветовосприятия на формирование личностных качеств ребенка.
Окружающий новорожденного мир многообразен в своих проявлениях. Одной из самых первых усваиваемых ребенком характеристик предметов является цвет.
Культорологический аспект восприятия цвета зависит от устоявшихся в каждом конкретном социуме значений, сложившихся в течение длительного времени развития народного искусства. Так красный цвет на Руси был свадебным, праздничным, белый же означал скорбь и смерть, в европейском же сообществе черный цвет – цвет печали и траура, а белый – праздничный и радостный. В восточных культурах эти же самые цвета имеет совершенно иную интерпритацию. Воспитываясь в конкретной культурно-исторической среде ребенок перенимает принятые цветовые нормы и их значения, чем определяет выбор цветовых решений в своем творчестве на ранних этапах.
Цвет является основным выразительным средством живописи. Когда мы смотрим на картину в первый момент, мы не вдумываемся в содержание изображения, но благодаря колориту, выбранному художником, способны почувствовать тревогу или спокойствие, радость или грусть, которое излучает холст.
Так и ребенок, изучая социальный опыт своего народа в плане интерпретации цвета, постепенно приобретает индивидуальность в выражении своего отношения к миру.
Цвет всегда считался одним из важнейших характеристик предметов и явлений окружающего мира. Даже в древнем мире люди пытались понять, как воздействует цвет на человека и его поступки. Конечно, от древности до нашей эпохи проблема систематики цвета претерпела огромные изменения. Саму историю классификации цвета можно разделить на два периода: первый – с доисторических времен до XVI века и второй – от XVII века до наших дней.
На сегодняшний день существует гипотеза о том, что древние люди были не способны видеть всех цветов, которые видим мы. Считается, что сначала им были доступны более яркие цвета, такие как красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Такие выводы делаются, например, на основе таких наблюдений как, цветовые сочетаниях палитры древнегреческих живописцев красной, охры, черной и белой – всего четыре цвета. Со временем используемая палитра становилась богаче, но ещё достаточно долго можно наблюдать ошибочные взаимные замены зеленого и синего цвета, ассимиляцию лиловой и фиолетовой краски.
Огромное значение для развития представлений о цвете имело открытие английского ученого И.Ньютона. Вследствие ряда экспериментов ему удалось доказать, что при пропускании узкого солнечного луча через трехгранную призму, на расположенном позади экране появляется последовательный ряд удивительно красивых цветов. Очевидно, что явление сходно с эффектом радуги на небе после дождя, представляющей собой спектр преломленных и отраженных солнечных лучей в водяной взвеси, рассеянной в воздухе. И.Ньютон выделил семь главных «чистых» цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, которые впоследствии получили название спектральных.
Открытие И. Ньютона чрезвычайно заинтересовало многих ученых и посредством также создаются путём смешивания различных комбинаций красного, жёлтого и синего (В. Бецольд). Именно поэтому красный, жёлтый, синий получили название первичных или основных цветов цветового круга.
В 1898 году художник А. А. Мюнсель составил сводную систему на основе открытия И. Ньютона, создав таблицу цветов, которая не только позволяла различать цвета спектра, но и была пригодна для использования при обдумывании картины или при подборе цветовой гаммы. Теперь оттенки цвета воспринимаются как составляющие системы Мюнселя и процесс изучения колористики значительно упростился. Сегодня система Мюнселя – одна из самых известных в мире, принята на вооружение Управлением мер и весов, ею пользуются художники всего мира. И хотя сейчас появилось множество разновидностей цветовых систем, большинство по-прежнему основаны на принципах системы Мюнселя.
Также необходимо упомянуть об основных качества цвета. Они были открыты Гельмгольцем и затем легли в основу системы Мюнселя. Первое качество цвета – это яркость. С его помощью мы отличаем один цвет от другого и можем дать ему название. Но самое важное качество – светлота цвета, его градация. При смешивании красок с помощью добавления белил к основной краске можно получить определенную степень светлоты, её светотеневой тон. Соответственно также меняется степень светлоты при подмешивании черной краски. Третьим качеством цвета является насыщенность – это просто степень (сила) выражения цветового тона. Максимально интенсивный цвет имеют краски только что выдавленные из тюбика. Для изменения насыщенности цвета можно добавить к яркой краске черную или белую, или различные оттенки серой - тогда цвет станет менее интенсивным. Также можно также смешать несколько красок разного цвета.
В разрезе науки цветоведении, белый, серый и черный цвета принято называть ахроматическими (бесцветными), все же остальные цвета – хроматическими (цветными). Данные термины были предложены в 1922 году американской комиссией по колориметрии, дабы установить единообразность в терминологии учении о цветах.
Немецкий ученый В. Бецольд считал, что необходимо рассматривать понятие «цвет» с трёх сторон. Так, в своём исследовании он пишет о том, что в учении о цвете речь идет о:
– чисто физиологических процессах, т.е. процессах, которые свойственны собственно организму;
– чисто физических фактах, т.е. о таких, которые не зависят от нашего организма;
– деятельности мыслительной способности, суждениях, о психологических и эстетических вопросах.
В нашем веке большую популярность имеет такое направление исследовании, как воздействие цвета на физиологию человека, что уже подтверждено экспериментальным путем. Выведена зависимость от количества, качества цвета, времени воздействия и особенностей нервной системы, возраста, пола испытуемых. Прямым физиологическим действием на человеческий организм объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, особенно при максимальной их насыщенности.
Красный цвет способен возбуждать нервную систему, вызывать учащение дыхания и пульса и активизировать работу мускульной системы. Синий цвет оказывает противоположное, тормозящее действие на нервную систему человека. Эти выводы сделаны по результатам исследований таких ученых как Ш.Фере, В.М.Бехтерев, И.Н.Спиртов и Ф.Стефанеску-Гоанга. Также было замечено, что оранжевый и красный цвета возбуждают совместно со зрительным еще и слуховой центр мозга, вызывая кажущееся увеличение громкости звуков. Возможно именно поэтому эти активные цвета часто называют «кричащими», в то время как зеленый и синий -успокаивающие цвета, способны ослаблять возбуждение слухового центра, компенсируя громкость шумов.
Н.Д.Нюберг рассматривает цвет как физическое явление, разделяя все предметы с точки зрения физики на две группы. Первая –это источник света, т.е. тела светоиспускающие (светящиеся), вторая – тела, которые отражают или пропускают свет. Эти тела не способны самостоятельно испускать собственный свет, они только отражают или пропускают через себя свет, попадающий на них.
В 1756 году М.В.Ломоносов разработал «теорию трех компонентного зрения», в которой говорится о расположении в глазу человека нервных клеток, способствующих интерпретации ощущений красного, зелёного или синего цвета. К подобному воздействию относятся также иллюзии, или особые оптические явления, которые вызываются цветом и изменяют внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, можно условно все цвета разделить на две группы – красный и синий, так по своим оптическим свойствам цвета будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет только зелёный цвет.
Светлые цвета спектра, например белый или желтый, создают эффект иррадиации, они как будто распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Например, когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими, чем обычно. Желтый цвет зрительно приподнимает поверхности. Плоскости же , окрашенные в тёмно-синий, фиолетовый или черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются вниз.
Также были отмечены следующие явления, связанные с синем и желтым цветом: свойство центробежного движения желтого цвета и центростремительное синего. Подобный опыт доказывает существование этих особенностей: два круга равной величины, закрашенные один желтым, а другой синим цветом, даже при короткой концентрации на них начинают существенно различаться - желтое как бы светится, приобретает движение из центра, «приближается» к смотрящему. Синее же напротив развивает центростремительное движение и «удаляется» от человека.
И.Гёте провел глобальные для своего времени исследования о воздействии цвета на человека. Самым фундаментальным его трудом по данной теме теории цвета стало сочинение «К учению о цвете», содержащее анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на человеческое настроение он выделил цвета: красные и красно-желтые – возбуждающие и оживляющие, сине-фиолетовые - порождающие печально-беспокойное настроение, и зеленые – успокаивающие и умиротворенные. И.Гёте отмечал в своем поэтическом творчестве, что в зеленом цвете заключены доброта, способность успокаивать глаз и душу, умиротворение; синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. Такая связь деления цветов на теплые и холодные тона с эмоциональным воздействием на человеческую психику несомненна. Холодная гамма несомненно способствует впечатлению меланхолической успокоенности, а теплая несет в себе активность, радость, драматизм.
Цвет имеет еще и коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение или объединение объектов; символическое, либо указывающее на явление или сущность и выразительное (экспрессия), передающее определённое чувство и вызывающее соответствующие эмоции. Цвет влияет на наше сознание естественно, со временем приобретая устойчивое значение ассоциаций: тёплый - красный, холодный - голубой, близкий - желтый, далёкий - синий, легкий - белый, тяжёлый - чёрный. Цветовые связующие обозначения на самом деле являются вспомогательными операциями, помогающими восприятию основного содержания.
Первичной функцией цвета является различительная функция. Именно эта характеристика цвета так важна детям, только начинающим разбираться в многокомпонентном ярком мире. Функцию могут выполнять не только отдельный цвет или его оттенки, но также определенное сочетание цветов – цветовая гамма, отличная от такой же гаммы объектов другого характера. Например, по цвету можно различать отдельные предметы или группы предметов: овощи и фрукты, предметы одежды и т.д.
Выделительная функция включает в себя не только собственно отличие предметов по цвету, но и цветовые взаимоотношения между окружающими предметами и средой. При сравнении цветовых объектов наблюдается противопоставление одних цветов другим - это контраст цветов.
Если говорить о психологическом влиянии цветовосприятия, то речь идет о чувствах и переживаниях, которые человек испытывает под воздействием того или иного цвета.
Предлагаю рассмотреть отдельно основные цвета, различаемые детьми в возрасте 2-3 лет: синий (голубой, фиолетовый), красный(оранжевый), зеленый, желтый.
Красный – очень сильный цвет, непосредственно воздействующий на человека, не оставляющий его равнодушным. Это тёплый цвет, в то же время сигнализирующий об опасности. Еще красный – это радость, веселье, праздник. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и долгое время он может быть их любимым. Под определение красного в младшем дошкольном возрасте попадают розовый, бордовый, малиновый цвета.
Жёлтый цвет – привлекает внимание, предупреждает о тревоге, советует быть внимательным, как сигнал светофора. В разрезе восприятия интерпретируется как сигнал о чем-то новом, необычном, интересном и интригующем. Жёлтый и оранжевый – главные солнечные цвета в детских рисунках.
Зелёный – самый спокойный цвет. Для детей зелёный – цвет травы и ёлки. Редко является приоритетным, в связи с его инертным, не задевающим тоном. В то же время часто ассоциируется с разрешительным сигналом светофора, делая его желанным для восприятия в действительности.
Синий и голубой – холодные цвета. Синий часто воспринимается как скучный. В то же время голубой бывает связан с покоем и простором, как небо или море. Фиолетовый до 4х лет – это оттенок синего цвета, который привлекает детей потому, что в природе не слишком распространен. В детских работах цвет облаков и неба может быть синего или фиолетового цвета. Синий цвет часто бывает первым уверенно идентифицируемым и называемым у детей 2х лет, возможно, это связанно с его низкой эмоциональной нагрузкой, способствующей лучшему запоминанию.
Выбор любимого цвета определяется характером ребёнка и зависит также от социального фактора среды, в которой ребенок растет.
Вспомним, что основным условием успешного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий – адекватная организация зрительного и слухового мира, в котором существует ребенок (Л.А. Венгер, .Г. Пилюгига, Ш.А. Абдуллаева, ЭН.П. Сакулина и др.). Педагогиче кими условиями качественных занятий были названы: систематическое проведение специальных занятий, соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком.
Сенсорное воспитание цветовосприятия на третьем году жизни заключается в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам. Только после овладения знаниями о внешних свойствах предметов путем соотнесения их между собой (ведь на этом этапе развития дети еще не способны оперировать эталонными представлениями), возможно развивать занятия основываясь на других методических принципах. Зрительного соотнесение в специально организованных занятия с дидактическим материаломи подручными предметами, окружающими ребенка - игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (Л.Н. Павлова, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина и др.).
Кроме того, развитие цветовосприятия должно пронизывать все стороны детской деятельности: игровую деятельность, развитие движений, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность, потому как восприятие цвета, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий в младшем дошкольном возрасте, в отличие от формы и величины но не оказывает большого влияния на выполнение действий.
Только с полутора лет детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов, однако произнося такие слова как «красный», «синий» или «голубой», ребенок еще не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Для него пока слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – отдельно. В лучшем случае ребёнок способен механически запомнить и в конкретной ситуации (после длительных упражнений) иногда эти знанием пользоваться.
Случайное употребление слова, обозначающего цвет или форму, ещё не означает, что ребёнок может понять суть этих слов .
«В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств».
Накопление знаний о характеристиках предмета или явления не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Для получения адекватной оценки действительности и полноценном знакомстве с цветом, формой, величиной, необходимо охватывать, по возможности, все основные варианты. При этом не стоит основывать обучение на бесчисленном множестве разновидностей характеристик, так как в этом случае нужная основа для последующего овладения системой эталонов создана быть не может. Такая система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), соответственно на этом необходимо делать упор, избегая обобщающие понятия, при проведении занятий по обучению сенсорному восприятию в младшем дошкольном возрасте.
Обычно на третьем году жизни ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются его непосредственные действия.
При подборе материалов для занятий необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок может из-за нарушения цветового восприятия ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.
На основании выводов сделанных М. Монтессори еще в начале прошлого века об этапах формирования у детей дошкольного возраста представлений о цвете российские педагоги (Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я) выделяют ряд этапов.
Первый этап – отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка выбирать из группы предметов, находящихся перед ним, абсолютно одинаковые. Таким образом, у ребенка будет формироваться способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых предметах окружающего мира. Одновременно с этим необходимо сразу ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: одинаковый – разный. Лишь после того как ребенок освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и характеристик предметов.
Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. Ребенок учится концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов – цвете. На данном этапе вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и зеленый). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».
Третий этап – формирование способностей по соотнесению цвета предмета с эталонами цвета. В возрасте до 3х лет усвоение сенсорных эталонов обычно представляет значительные трудности.
Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Главный принцип работы на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал педагогу предмет определенного цвета.
Пятый этап – обучение ребенка словесно обозначать цвет. Этот этап часто затягивается во времени, в случае особых трудностей процесс может быть разделен на более короткие подэтапы. Взрослый может дозировано помогать ребенку, используя различные способы речевой поддержки: называть цвет сам и просить повторить название, подсказывать первую букву или первый слог слова или задавать наводящий вопрос.
Шестой этап – обучение ребенка принципам обобщения и классификации предметов по признаку цвета.
Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной и творческой деятельности (травка зеленая и т.д.). Часто бывает что этот этап вклинивается в середину процесса обучения и ребенок, не способный квалифицированно сгруппировать предметы по цвету, оказывается в силе правильно нарисовать или сконструировать какой-либо из предметов окружающих его ежедневно. Однако не стоит считать это успехом или опережением, так как без усвоения всех этапов не может быть создана прочная база, на основе которой будет строиться дальнейшая работа по усвоению цветовосприятия.
Для развития способности цветовой дифференциации в саду, я чаще всего использую три варианта педагогической работы: устная (акцентирование на цвете в бытовых моментах, при чтении художественной литературы, театрализованных постановках), подвижные игры("Поймай мяч, если это жёлтого/красного цвета", "Светофор", "Собери шарики/листики/цветочки нужного цвета") и, конечно, дидактические игры. Их многовариантность позволяет отрабатывать одну и ту же тему самыми разными способами, отчего детям всегда интересно и не скучно.
В возрасте 2-3 лет - основная деятельность ребенка с предметно-манипуляционной постепенно превращается в игровую. Поэтому так важна доступная для мвниауляцмй игровая подача всех познавательных активов.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр на развитие цветовой дифференциации у детей раннего возраста, которые легко провести при минимальных затратах.
Пожалуй, самая любимая игра в этом возрасте - это сортировка.
Например, "Радуга"
Понадобится набор цветной бумаги или картона и детские игрушки.
В линию раскладываются листы цветной бумаги и несколько разноцветных игрушек небольшого размера. Красную машинку кладём на красный лист, куклу в зелёном платье- на зелёный, игрушечный банан-на жёлтый. Чем старше ребенок- тем больше игрушек, больше вариантов цвета. Так с 2х летним малышом лучше начинать с 6 "чистых" цветов - черного, белого, красного, зелёного, синего и жёлтого. К трем годам детки уже вполне успешно справляются как с радужным спектром, так и с оттенками-розовый, оранжевый, фиолетовый, голубой.
Сперва помогаем малышу, если он путается и хвалим за каждый успех, даже если он выполнен с вашей помощью, очень быстро такой подход превращается в личный успех ребенка.
Вариации этой игры:
1) разноцветные крышечки от детского пюре, которые также разбираются по листам цветной бумаги/мискам/коробкам.
В группе мы играем в пиратские сокровища, которые надо разобрать на различные драгоценные камни и находим домики для малышей-пушистиков.
2) разноцветные прищепки, которые малыш надевает на край картонной полоски нужного цвета.
3) нарезанные тубы от туалетной бумаги, оклееные цветной бумагой, надеваемые на шнурок для "Жёлтых бус для мамы", «Паровозика с красными вагончиками».
Второй вид игр - логические.
1)«Четвертый лишний»
Они предполагают способность ребенка выделять один общий признак у группы вещей и исключать отличающийся предмет.
Для начала, чтобы объяснить ребенку принцип игры, лучше взять 4 одинаковых предмета, один из которых отличается по цвету(например 3 красные крыжечки и одну зелёную). Таким образом, малыш поймет, как выделить "лишнюю часть".
Затем происходит усложнение задания - берем синюю ручку, синюю машинку, синий бантик и жёлтый мячик.
Такая игра способствую логическому мышлению и развитию речи, концентрируя внимание ребенка на различиях предметах по цветовому признаку.
2)«Повтори по образцу»
В таких видах игр, малышам предлагают повторить ряд предметов. Например, построить пробку из 4 машинок, расположив цветные машинки в такой же последовательности.
В группе мы используем любимые крышечки от детского питания, ребята составляют цветных гусеничек по карточкам-заданиям.
Третий вариант игр очень полезен для развития мелкой моторики, а значит и речи, ведь на кончиках пальчиков находятся точки, связанные с речевыми центрами.
Для таких игр понадобится пластилин, белая бумага, фломастеры и цветной картон.
Первый вариант - на белом листе рисуются воздушные шарики/цветочки разных цветов, малышу предлагается пластилин одного из имеющихся цветов. Сначала нужно будет немного помочь отщипывать кусочки от брусочка и прикреплять к нужному изображению, впоследствии же ребенок очень быстро запоминает алгоритм действий.
Сюда же относятся игры «Цветные заплатки». Их можно найти в интернете великое множество, можно нарисовать самостоятельно фломастером или купить набор в детском магазине. Для «заплаток» можно применять как пластилин, так и пальчиковые краски.
Выводы
Формирование основ цветовосприятия у младших дошкольников – одно из основных направлений сенсорного воспитания, которое играет огромную роль для умственного развития ребенка ясельного возраста. Цвет – эмоциональная характеристика предмета, обогащающая детское восприятие действительности, способствующая развитию художественных творческих способностей, которые в свою очередь помогают ребенку в осознании и изучении окружающего мира.
Литература
1. Абдуллаева, Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Автореферат / Ш.А. Абдуллаева. – М., 1975. – 52с.
2. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992 – 96с.
3. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
4. Бейлина, А Ф.Фребель: игры и игровые средства:/ А. Бейлина // Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991 – 169с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.
7. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада./ Л.А Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева, Т.Г. Васильева; под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1973. – С. 3– 15; 28 – 54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ на основе рекомендаций изложенных в ФГОС...
Роль игры в жизни детей первой младшей группы детского сада
Роль игры в жизни детей первой младшей группы детского сада...
Доклад для родительского собрания "Задачи обучения и воспитания в первой младшей группе"
В данной статье "Задачи обучения и воспитания в первой младшей группе" на родительском собрании дается представление об особенностях работы с детьми младшего дошкольного возраста....
Дидактическая игра на развитие цветовосприятия и развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы."Вкусное мороженое"
Данная игра расчитана на детей младшей группы.Играя в нее дети изучают цвета,откручивая и закручивая крышечки,развивают мелкую моторику рук.Что так важно на этом этапе их развития.[[{"type...
Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»
Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...