Консультация для родителей и педагогов по подбору игрушек
консультация

Дударева Галина Георгиевна

В материале обосновываются психологические критерии, которыми необходимо руководствоваться при выборе игрушек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_pedagogicheskie_trebovaniya_k_podboru_igrushek.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические требования к подбору игрушек.

Консультация для родителей

В настоящее время на рынке появилось огромное количество игрушек. Какими критериями руководствоваться при выборе игрушки для игры дома и в детском саду?

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.[1]

 По материалам археологических исследований и литературным источникам известны игрушки древнего Египта — куклы из дерева и ткани, стилизованные фигурки животных, мячи из кожи и др. (3-е тысячелетие до н. э.). От древнего Китая  до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи (III в. до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, марионетки, предметы кукольного. хозяйства, фигурки животных и пр.). В Афинах и Риме существовала развитая торговля игрушками. Среди народа были распространены простые самодельные игрушки — мячи из кожи, деревянные подвижные и примитивные куклы, бабки, волчки, кукольное хозяйство и др.

На территории Советского Союза древнейшие игрушки найдены среди предметов фатьяновской культуры (2-е тысячелетие до п. э.) - глиняные топорики и посуда. К эпохе бронзы и раннего железа относятся игрушки из астрагалов (косточек) — погремушки, сосуды и др. Известны скифские игрушки - всадники и повозки из глины (II в, до н. э.); глиняные фигурки конников и погремушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI—VIII вв. п. э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда—из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (X—XVIII вв.).

Первые российские игрушки не отличались хорошим качеством, производились из второсортного сырья. В мае 1932 года в России впервые в мире был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в городе Загорске. У игрушки появляется множество классификаций, видов, групп, но не в одной из них не упоминается игрушечное оружие и игрушки, изображающие монстров, вампиров. Это объясняется тем, что данный вид игрушки появился в большом количестве и стал доступным буквально для каждого ребёнка только в последние десятилетия.

Современная классификация игрушек выделяет следующие типы:

1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).

2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства).

3. Строительные и конструктивные материалы

4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов.

5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания.

6. Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы - марионетки)

7. Звучащие и музыкальные игрушки.

8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями.

По мнению А. В. Лонтионовой игрушки включают в себя несколько наиболее важных групп:  защитники-успокоители;  игрушки-утешители; символические игрушки;                     игрушки- посредники; игрушки- однодневки; игрушки- коллекции. В настоящее время появилась ещё одна группа игрушек — это герои современных мультфильмов и игрушки «страшилки».[2]

Проанализируем психолого – педагогические требования к детской игрушке.

Ввиду того, что игрушки имеют большое значение для развития детской игры, следует обратить внимание на их подбор. Специалист, помогающий родителям выбирать детские игрушки (психолог, воспитатель яслей и детского сада, работающий с семьей социальный педагог, педиатр, продавец-консультант отдела игрушек и др.) должен обращать их внимание на то, что внешняя привлекательность игрушки обязательно должна соотноситься с ее педагогической ценностью и безопасностью для здоровья ребенка.

 Игрушки не должны:

  • провоцировать ребенка на агрессивные действия;
  • вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);
  • провоцировать сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывать нездоровый интерес к сексуальным вопросам, выходящим за компетенцию детского возраста.

  Они должны:

  • обладать  дидактическими свойствами (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом, формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
  • возможностью применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
  • высоким художественно-эстетическим уровнем  либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

      Они носят характер пожелания. Игрушки, отвечающие этому уровню, получают режим наибольшего благоприятствования на территории России. Многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек. Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр. Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются.

Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития.[3]

Таким образом, основным психологическим требованием к игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:

  • привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
  • полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;
  • операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельное действие ребенка.

Литература:

  1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  2. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2012.
  3. Громова Т.В.   Страна эмоций. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
  4. Ильин Е. П.Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
  5. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.:
  6. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
  7. Триканова Ю. А., Михалева Е. А. Роль игры и игрушки в жизни ребёнка // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 221-222. URL: http://yun.moluch.ru/archive/5/278
  8. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой.— М.: Издательский центр «Академия», 2010.


[1] Триканова Ю. А., Михалева Е. А. Роль игры и игрушки в жизни ребёнка // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 221-222. URL: http://yun.moluch.ru/archive/5/278/

[2] Триканова Ю. А., Михалева Е. А. Роль игры и игрушки в жизни ребёнка // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 221-222. URL: http://yun.moluch.ru/archive/5/278

[3] Триканова Ю. А., Михалева Е. А. Роль игры и игрушки в жизни ребёнка // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 221-222. URL: http://yun.moluch.ru/archive/5/278


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»

 Подготовить  ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение  к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность  и необх...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и игрушек в развитии детей раннего возраста».

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошколь...

Подбор консультаций для родителей и педагогов "Влияние музыки на психику ребенка"

Подбор консультаций для родителей и педагогов "Влияние музыки на психику ребенка"...

Консультация для родителей "Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников"...

Памятка для родителей и педагогов по подбору литературы для чтения детям, направленной на раннюю профориентацию.

Памятка для родителей и педагогов по подбору литературы для чтения детям, направленной на раннюю профориентацию....

Консультация для родителей в детском саду «Подбор художественной литературы для детей дошкольного возраста»

Как же всё-таки приучить ребёнка к чтению? Предлагаем списки художественных книг для детей разного возраста....