Техника рисования карандашами
консультация (старшая, подготовительная группа)

Невенчанная Людмила Владимировна
Рисование – один из самых популярных видов изобразительной деятельности дошкольников. Как только в руки ребёнка попадает карандаш, появляются каракули, штрихи. Носят они исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Через их направление, форму, сочетание ребёнок передаёт своё настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._ris._kar.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 5»

(продолжение – карандаш)

     

            BD07208_

Воспитатель: Невенчанная Л.В.

                                                             

КАРАНДАШ

Рисование – один из самых популярных видов изобразительной деятельности дошкольников. Как только в руки ребёнка попадает карандаш, появляются каракули, штрихи. Носят они исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Через их направление, форму, сочетание ребёнок передаёт своё настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует…

Прежде мы вели разговор о том, какими техниками овладевает дошкольник в процессе работы с акварелью и гуашью. На этот раз рассмотрим специфику рисования грифельными карандашами.

Что необходимо отметить: если детей не обучать рисунку целенаправленно, к старшему дошкольному возрасту в работах могут появиться многочисленные изобразительные стереотипы. В чём кроется причина? В особом отношении к рисованию. Суть в том, что лист бумаги для дошкольника – средство общения, самовыражения и даже поле для изобразительной игры. Поэтому в рисунке ребёнок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его форме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа. А это приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, рисунок будет постепенно утрачивать свою изобразительно-выразительную привлекательность и напоминать некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Чтобы избежать формирования искажённого восприятия рисунка, целесообразен показ разнообразия художественно-выразительных возможностей графических материалов. Ведь с их помощью расширяется содержательная сторона рисунка. Это с одной стороны; с другой – немаловажно создание условий, помогающих детям овладеть выразительными средствами рисунка.

Основные выразительные средства рисунка – точка, линия, штрих, тон, светотень.

Точка получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоскости или от пересечения линий и штрихов. Чаще всего точка применима при отображении светотени или при линейном построении композиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому её называют опорной.

Линия – наиболее распространённое изобразительно-выразительное средство. Линии различают по разным основаниям.

По назначению:

  • вспомогательные – при компоновке и линейно-конструктивном построении формы предметов (объектов);
  • пространственные – для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей обстановки;
  • плоскостные – чаще всего в декоративном искусстве и графике.

По характеру:

  • прямые – выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами от намеченной на бумаге точки и обозначающими направление линии;
  • кривые – тремя опорными точками (две конечные определяют длину линии, третья – указывает на высоту линии). Расстояние между точками влияет на характер самой линии.

По направлению:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • диагональные.

По технике выполнения:

  • простые;
  • сложные.

К простым относят все прямые и некоторые кривые  (замкнутая, дугообразная). В состав сложных входит ломаная (зигзагообразная), волнистая, комбинированная, спиралевидная (см. рис. 1-5).

Штрих – относительно короткие линии, позволяющие отобразить размеры, контуры предметов, светотеневую моделировку, характер формы, объём и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Штриховка – это приём нанесения тона с помощью штрихов, направление которых определяется движением поверхности изображаемого предмета, её структурой, формой, размерами и пр.

Тон – передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушёвки и окраски. На предметах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с присутствием характерных полутонов, тоновых нюансов, наличием рефлексов. Предметы с угловатой, неровной поверхностью, со множеством изгибов и изломов отличаются своеобразием и в тональном изображении. Тоновый рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени в зависимости от материала предмета, направления источника света.

Тушёвка – приём нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.

Выразительные средства рисунка необходимы при работе с любым графическим материалом. Начнём с самых распространённых в дошкольном учреждении.

Карандаш. Материал очень популярен у дошкольников. В руки детей попадает раньше, чем кисточка с краской. Это первый, экспериментальный изобразительный инструмент, с помощью которого ребёнок сначала пытается понять возможности рисования, а затем учится вкладывать в рисунок какой-то смысл, содержание. И в этом процессе немаловажна разновидность карандашей. Наиболее часто применим графитный карандаш. Впервые графит обнаружили в 1560 г. в Кумберленде на севере Англии. В Европе карандаш стал известен с 1640 г.: в 1792 г. инженер-химик Жак Конте разработал достаточно простой способ получения графитных карандашей: смешал графит с глиной и заключил смесь в деревянную (кедровую) оболочку. Изобретение позволило впоследствии выпускать графитные карандаши разной твёрдости, что давало возможность получать различный по плотности штрих. Производство графитных карандашей ныне усовершенствовалось, и сегодня можно выделить несколько групп, отличающихся по своему качеству: 1) высшего качества – 19 степеней твёрдости. Мягкие (В или М)  предназначены для художественного рисунка. Твёрдые (Н  или  Т) – в основном для черчения. Карандаши серий НВ или ТМ, а также F имеют среднюю твёрдость; 2) школьные карандаши четырёх степеней твёрдости (№ 1 соответствует 2В/ 2М, № 2 – В/М, № 3 – Н/Т, № 4 – 2Н/2Т).

СПЕЦИФИКА  РАБОТЫ  С  ГРАФИТНЫМ  КАРАНДАШОМ.

        Рисование графитным карандашом условно включает несколько техник.

С помощью линий, наносимых графитным карандашом, можно отобразить любой предмет, объект, явление, сюжет, создать художественно выразительный образ, составить графическую композицию. Однако рисунок получится выразительным, если накоплен определённый опыт владения карандашом или применяются другие выразительные средства, например, тушёвка, штриховка. Простые линии, не подкреплённые другими материалами, техниками или приёмами рисунка, как правило не вызывают длительного интереса у детей. Связано это прежде всего с тем, что графитный карандаш оставляет серый, неяркий след на бумаге. Гораздо интереснее детям эксперимент с линиями, выполняемыми фломастерами, восковыми мелками или цветными карандашами.  Но при всём этом надо указать: чтобы в рисунке ребёнка появился штрих, тушёвка, геометрические формы и тела, необходимо умение проводить линии в различных направлениях. Этому лучше всего обучать на графитных карандашах. Поэтому для поддержания интереса можно предложить следующие варианты изображений (см. рис. 6-8).

Штриховка может иметь различный характер: простая вертикальная, простая горизонтальная, простая диагональная, диагональная с переменным ритмом, вертикальная со сменным ритмом, горизонтальная со сменным ритмом, диагональная со сменным ритмом, диагональная с нарастанием, сложная разнохарактерная, сложная разнохарактерная по кругу, разнохарактерная сложной формы. Различный характер штриховки зависит от положения карандаша в руке и характера рисовальных движений. (см. рис. 9-15).

        Легче всего наносить штриховку графитным карандашом, поскольку рисунок получается монохроматическим и всё внимание сосредотачивается на тоне.  Как только ребёнок овладеет элементами тонового рисунка, можно вводить цвет. Если же он начинает работать цветными карандашами, пастелью, восковыми карандашами раньше, чем графитным, тон осваивает тяжелее, а светотень тем более. Штрих, полученный графитным карандашом, несмотря на кажущееся изобразительное однообразие, неяркость, может быть очень выразительным. Всё зависит от характера его применения, а именно от его вида и формообразования. Самое доступное, особенно для детей раннего возраста, - упражнение в хаотичной штриховке. Результат: графическое пятно неопределённой формы, которое можно преобразовать в образ. Для доработки образа подойдут такие материалы, как цветная бумага, гуашь, тушь (наклеить глаза, поставить точки гуашью, нанесённой на ватные палочки, выполнить набрызг с помощью зубной щётки, поставить мазок или кляксу тушью и т.д.). хаотичная штриховка, во-первых, знакомит ребёнка с выразительным средством рисунка; во-вторых, способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности; в-третьих, развивает образное мышление. И в этом случае ребёнок учится переносить опыт дорисовки пятен, нанесённых краской, в изобразительную деятельность при работе с графическим карандашом (см. рис.16).

        Следующее упражнение в штриховке – работа с трафаретами. Его суть -  внутри трафарета, выполненного из плотного материала, следует наносить определённого характера штриховку. Конечно, сначала она может не иметь чёткой направленности, но постепенно, в результате тренировки – её надо проводить в форме игры – ребёнок научится выполнять различные штрихи. Трафареты должны быть просты, лаконичны по форме, чтобы ребёнок мог не просто штриховать внутри трафарета, а придавать с помощью штриховки выразительность изображаемому предмету, объекту (см. рис. 17).

        Более сложный вариант упражнения – работа со штрихом без опоры на трафарет, когда, работая графитным карандашом, следует подобрать вид штриховки, соотнося её с содержанием будущего рисунка и с собственным замыслом (см. рис. 18).

        Тушёвка пальцами, ластиком, ватными дисками позволяет сгладить штрихи, добиваясь однородного по текстуре пятна. Для получения плавных переходов в тональном рисунке применяют эстомп – бумажную палочку с заострёнными концами. Тушёвка может полностью или частично размывать штрихи, что позволяет достигнуть выразительности рисунка. Овладение тушёвкой также целесообразно вести от простого к сложному. Сначала следует дорисовывать до образа пятно, полученное с помощью хаотичной тушёвки (см. рис. 19).  Благодаря такому приёму можно изобразить и различных животных, покрытых шерстью или оперением.

        Более сложный вариант упражнения – нанесение формообразующей штриховки. Растушёвывается штриховка а направлении обозначенной формы (для подчёркивания общей формы изображаемого объекта) или хаотично (для достижения необходимой выразительности) (см. рис. 20).

        Самое сложное упражнение – комбинированная тушёвка. Выполняется только в той части рисунка, где она необходима. Направление меняется в зависимости от содержания образа.

        Как один из вариантов тушёвки в работе с графитным карандашом – совмещение карандаша с акварелью. Суть данной техники: фон и отдельные элементы рисунка выполняются акварельными красками, всё остальное – графитными карандашами, после чего производится растушёвка. Если потребуется чёткое обозначение края объекта, по краю пятна проводят кисточкой, наполненной необходимым для рисунка оттенком краски. Так, чтобы подчеркнуть нрав льва, можно гриву обвести оранжево-красной краской – графическое изображение животного становится более интересным, характерным.  Или использовать обводку акварельными красками, чтобы выделить рисунок, выполненный графическим карандашом, на общем фоне. (см. рис. 21).

        Предложенные упражнения направлены на приобретение «рисовального» опыта, что в конечном счёте развивает детское изобразительное творчество. Творчество и деятельность – это не два исключающих друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребёнку творить, проявлять свою индивидуальность, даёт ему определённую свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует гармоничному развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обучение технике рисования карандашом детей дошкольного возраста"

"Обучение технике рисования каранджашом детей дошкольного возраста" (презентация)....

Обучение технике рисования карандашом детей дошкольного возраста

Консультация  для педагогов дошкольного образования...

Консультация для родителей на тему "Техника рисования карандашом"

Данная консультация предлагает вниманию родителей серию упражнений при работе с карандашом. Существуют некие техники и приёмы, которые родители должны освоить сами, а потом научить своего ребёнка. При...

Конспект НОД. Рисование. Тема: Комнатное растение «Фиалка» /Нетрадиционная техника рисования мятая бумага + акварель + восковые карандаши/ подготовительная группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Рисование. подготовительная группа.Тема: Комнатное растение"Фиалка" /нетрадиционная техника рисование: мятая бумага +акварель+ масляные...

Традиционная техника рисования карандашом

Презентация "Традиционная техника рисования карандашом"...

Памятка Техника рисования карандашом и кистью

Правила рисования карандашом....

Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.

Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....