Особенности речевого развития детей 5-6 лет.
статья (старшая группа)
Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_razvitiya_rechi_5-6.odt | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития речи детей 5- 6 лет.
Развитие речи в старшем дошкольном возрасте – одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие грамматической стороны речи является фундаментом для последующего усвоения родного языка.
В совершенствовании грамматического строя речи старших дошкольников центральной задачей становится формирование языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.
Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Ребенок совершает положительный нравственный выбор(преимущественно в воображаемом плане).
В это время происходит изменение в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается изобразительность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Общение становится менее ситуативным.
К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые они получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка, правильное произношение становится нормой. Ребенок способен сам обнаружить речевые дефекты произношения других детей и некоторые недостатки своей речи.
Запас слов у ребенка 5 – 6 лет увеличивается до 2500 – 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова.
Старшие дошкольники свободно используют средства интонационной выразительности, способны регулировать громкость голоса и темп речи. Словарь активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется ( усваивают отношения антонимии– синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки ( свистящие, шипящие, сонорные).
Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями ( например: косил – кошу, гость – гощу, писал пишу),представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих, и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.
В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчиненные предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и конце).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...
«Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни»
Консультация для родителей...
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....