Статья для родителей на тему: «Информационная безопасность детей».
статья (подготовительная группа)

Романова Любава Викторовна

Современный малыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года. А все потому, что родителям становится намного удобнее покормить малыша, заняться любым делом именно в тот момент, когда ребенок цепляется взглядом на яркие картинки, сменяющих друг друга и доносящиеся из этих устройств. Игры, рисование, лепка уходят на самый последний план, уступая компьютерным играм и мультфильмам.

Для маленького ребенка демонстрируемый видеоряд остается набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что препятствует развитию его восприятия. Реальный сенсорный опыт дети могут получить только при теплом тесном контакте, общении с родителями, близкими. Непрекращающийся поток непонятных стимулов не способствует развитию мышления и других психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_sreda.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей на тему:  «Информационная безопасность детей».

Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, или 0+.

Современный малыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года. А все потому, что родителям становится намного удобнее покормить малыша, заняться любым делом именно в тот момент, когда ребенок цепляется взглядом на яркие картинки, сменяющих друг друга и доносящиеся из этих устройств. Игры, рисование, лепка уходят на самый последний план, уступая компьютерным играм и мультфильмам.

Маленькие дети могут смотреть ненатуралистические изображения или описания физического и психического насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия. Программы, попадающие под эту категорию, не маркируются, поскольку разрешены к просмотру зрителям всех возрастных категорий.

Для маленького ребенка демонстрируемый видеоряд остается набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что препятствует развитию его восприятия. Реальный сенсорный опыт дети могут получить только при теплом тесном контакте, общении с родителями, близкими. Непрекращающийся поток непонятных стимулов не способствует развитию мышления и других психических функций.

Детское мышление в этом возрастном периоде характеризуется центризмом, проявляется в том, что ребенок, вычленяя из целого отдельные части, не может связать их друг с другом и с целым, он не способен установить связи между разными деталями ситуации, не способен отделить причину и следствие. Также мышление в дошкольном возрасте характеризуется анимизмом (одушевление неживого), ребенок проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: солнце, море, цветочек, дерево. В связи с этим информация должна быть не пугающей, не травмирующей, чтобы возрастные детские страхи не перешли в ранг паталогических, или невротических.

Вряд ли взрослые после просмотра очередного мультипликационного фильма обсуждают с ребенком такие темы, как: о чем был этот мультик, какие персонажи в них добрые, а какие злые, правильно ли поступил главный герой? Нередко дети даже затрудняются определить пол героя, к какой группе он принадлежит (люди, животные, сказочные герои и пр.). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре только что просмотренный сюжет, который, в принципе, может остаться до конца так и не понятым, при этом особо понравившиеся мультики дошколята смотрят по 5, а то и по 15 раз. Единственное, что они делают в своей игре, это по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, иногда добавляя их фирменные фразы и словечки.

Еще один немаловажный момент: дети смотрят фильмы перед сном одни, родители приходят позже, когда надо выключать телевизор. Самым лучшим вариантом для семьи была бы та ситуация, где близкий человек читает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает (!) отследить сюжет, задает интересующие его вопросы, ему становится понятен стиль, язык сказки. Сказка способствует развитию воображения ребенка, выполняющая в этом возрасте аффективно-защитную функцию (уход от переживаний благодаря воображаемой ситуации). А главное, значимый взрослый становится проводником для ребенка, знакомит его с миром Добра и Зла, помогает сориентироваться в ценностных ориентациях, морали. В связи с этим особо стоит отметить, что информация в любом ее виде должна заканчиваться торжеством добра над злом.

В последние годы все чаще и чаще родители жалуются на задержку речевого развития, дети поздно начинают говорить, мало разговаривают, их речь бедна, ни окрашена, наблюдаются примитивные фразы. Активное формирование речи происходит в диалоге со взрослыми, причем включенность ребенка идет не только на уровне артикуляции, но и на уровне мыслей, действий, чувств, переживаний. Для того, чтобы ребенок заговорил необходима его включенность в практическую познавательную деятельность, на фоне которой идет параллельное развитие мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания себя, выстраивания отношений с другими. Идет освоение внутреннего диалога с самим собой.

Если нет этой внутренней речи, значит нет уверенности в своих действиях, такие дети становятся зависимыми от мнения других, зависимы от внешних воздействий, они не могут удержать ни содержание, ни реализацию цели. Когда ребенок остается один на один с видеофильмами (неважно, идет ли мультфильм или образовательная компьютерная детская игра), то речевые звуки, не обращенные к ребенку, становятся пустым звуком - не кому сказать, не к кому обратиться, чтобы еще раз повторили. Все это порой доходит до такой степени, что дошкольникам легче изложить свои мысли и желания криками, жестами и упрямством.

Такое поведение порой выражается в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такие дети становятся слишком активными, импульсивными, нарушается концентрация внимания, они отвлекаются на каждый внешний импульс, появляются проблемы в общении, у них, по мнению взрослых, это не что иное, как проблема «дисциплины». На самом деле истоки данной проблемы кроются во внешней стимуляции, которые они привыкли получать с экрана. Нормальное общение не вызывает у них удовлетворения, становится трудно понимать речь других, таким детям просто скучно, неинтересно, они привыкли получать «другую» информацию.

Чрезмерное употребление мультфильмами и играми на компьютере приводит к тому, что ребенок становится пассивным в своей деятельности, у него должным образом не развивается воображение, фантазия. У них нет желания что-либо конструировать, творить, заниматься продуктивной творческой деятельностью только потому, что на экране уже давно все сделали за него, ничего больше делать нет необходимости.

Экран любого электронного устройства становится злобным деформирующим фактором развития психики ребенка, особенно его содержание, если оно не учитывает всех возрастных особенностей ребенка. Содержание любой информации должно строиться на учете того, что мировоззрение ребенка зависит от того, что он видит, слышит, ощущает в данный момент времени: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей.

Строя свою собственную картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, парадокс в том, что в этом периоде у дошкольника низкий уровень интеллектуальных возможностей и высокий уровень познавательных потребностей. Именно поэтому информационная продукция должна быть бережной, не ложной, не должна подменять ценностные общественные ориентиры, не блокировать развитие высших чувств – любви, уважения, долга, совести; не препятствовать возникновению первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо», эстетических переживаний «Красивое не может быть плохим».

Мы не можем не принимать во внимание то, что современные дети родились в век информационных технологий, хотим мы или нет, но мы не сможем полностью оградить их от этого. Взрослые, родители должны понимать, что вводить компьютерные игры, обучающие фильмы, мультфильмы надо после того, как дошкольник овладеет в полной мере свойственную ему игровую и творческую деятельность. Просмотр «голубого экрана» должен быть только под присмотром взрослого, оно должен быть осмысленным. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда ребенок готов будет использовать их только по назначению – поиск нужной информации.

Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет, или 6+.

С 6 лет доступна информация, содержащая оправданные изображения жанром и сюжетом:

- кратковременные и ненатуралистичные изображения или описание заболеваний (за исключением тяжелых) или их последствий в форме, не унижающей достоинства человека,

- ненатуралистические изображения несчастного случая, аварии, катастрофы либо насильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей страх, ужас или панику;

- не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений, эпизодические изображения или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимости и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицу, их совершающее.

Итак, в жизнь ребенка постепенно вводится иная информация (несчастные случаи, аварии, катастрофы, смерть, эпизодические изображения преступлений). Это связано с тем, что ребенок помимо хорошей информации должен знать, что все в этом мире не так уже и безоблачно, что есть и плохие люди, и плохие поступки, что мир вертится не только вокруг него одного, не все подчинено его потребностям.

Психологические новообразования и связанные с ними особенности восприятия информации в данном возрастном периоде:

Во-первых, ребенок готовится стать школьником. Школьное детство –это новая ступень в формировании индивидуальности ребенка, где разворачиваются жизненные события, в которых ребенок решает свои важнейшие проблемы развития.

Дети начинают охранять границы собственного психологического пространства, которое, в первую очередь, распространяется на их личное предметное окружение, даже случайное их разрушение вызывает у них бурю эмоций. Таким образом, младшие школьники обозначают принадлежность вещи самому себе, она приобретает как бы более личные свойства. В норме ребенок может сказать «нельзя», поругаться с другим сверстником, если тот взял без спросу его предметы, вещи, даже подраться…Что сейчас?

Сейчас в мире, когда дети, осваивая планшетные устройства, очень часть и подолгу после школы засиживаются в игры, где ведут драку с роботами, монстрами, ботами и тому подобными страшноватыми и обученными обучать ударом на удар мишенями для оттачивания боевого мастерства. Жестокие агрессивные игры с потоками крови сегодня в моде. Рост агрессии на лицо, ребенок живет с вымышленными кровожадными героями, у которых нет ни семьи, ни прошлого, ни будущего. Тебя могут «убить» несколько раз за день, если ты не истребишь клан враждующих с тобой жителей какой-то неведомой планеты, а, чтобы заработать себе «новую жизнь» потребуется сделать что-то разрушительное и страшное. Родители, приобретая такие игры или закачивая их в интернете, даже не задумываются над тем, что они нарушают закон об информационной безопасности детей.

Дети в норме, как было показано выше, охраняют свое психологическое пространство (вещи, предметы, собственное тело), но сейчас в связи с тем, что, казалось бы, на их пространство никто не посягается в реальном мире, а в виртуальном, наоборот, загнали в угол, убили, то потребность ударить, отомстить обидчику проявляется в ужасающих формах агрессии, жестоких поступках по отношению к другим. Судите сами: так школьник из Новосибирска в 2008 году, игравший в компьютерном клубе в CounterStrike, подстерег на выходе из клуба 17-его игрока, несколько раз убившего его в рамках игры. Вооружившись кирпичом, он нанес обидчику смертельные побои…

Грубые действия в играх, в информационной продукции сопутствуют появлению подобных же мыслей, чувств и поведению, у детей снижается чувствительность к насилию, кроме того постоянная стимуляция агрессивного поведения повышает уровень физиологического возбуждения.

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный характер. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Представим себе школьника, который смотрит неприемлемую для него информацию, что произойдет дальше? Он изучает и наблюдает сцены насилия, жестокости (при этом не особо понимает, не разбирается в сюжете), в память переходят основные яркие, особо запомнившиеся моменты. Итак, изо дня в день. К какому-то времени у него в памяти накапливается банк определенных жизненных ситуаций, которые он когда-то видел, но значение и смысл ему никто не объяснил и другого он не знает. Если у ребенка нет собственного опыта решения каких-то проблем по взаимодействию с другими и нет значимого взрослого рядом, то он начнет использовать именно тот сценарий, который отложился у него в памяти.

Как известно, в младшем школьном возрасте огромное значение для формирования личности школьника является освоение общественно-полезного труда. В ходе труда идет овладение нравственными ценностями, неизменным качеством трудолюбия. Трудолюбие одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по ее организации.

В современных условиях это потенциальная готовность детей к активной деятельности, к построению своей жизни перечеркивается той информацией, которая доносится из всех медиаисточников: что в жизни не нужно прилагать усилий для достижения своих целей, что все дозволено, что все покупается, а за поступки никто ответственности не несет. Информация об устройстве мира, роли и места человека в нем становится ложной, ребенку она дается уже в готовом виде, не надо думать, размышлять. Современные исследования показывают, что дети не могут постоянно находиться в ситуации потребления готового знания. Они изначально хотят и умеют, если научить их, быть активными, самостоятельными в учебно-познавательной деятельности.

Возраст, с 6/7 до 12 лет - широкий спектр социально-психологических отклонений в значимых для ребенка сферах жизнедеятельности и основных расстройств возрастного психического развития на фоне неправильного восприятия и потребления неконтролируемого количества деструктивной информации.

В сфере семьи это могут быть: стрессы у родителей и стойкие внутрисемейные конфликты с вовлечение в них ребенка; противопоставления родительских или семейных ценностей ценностям ребенка.

В сфере школы это: школьная неуспеваемость и конфликты с учителем;высокая частота случаев смены школы при конфликтных ситуациях; непринятие одноклассниками.

Среди расстройств возрастного психического развития: проявление задержанного развития с личностным инфантилизмом, синдром дефицита внимания и гиперактивности, оппозиционно-вызывающие расстройства поведения и др.

Общественность, школа, семья должны знать главное: этот возраст с 6 до 12 лет является самым чувствительным для освоения моральных, культурных норм, ценностных, духовных ориентаций. В этом периоде необходимо заложить установки для развития личности ребенка, для самоопределения (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания), обучить основным навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, открыть перед младшим школьником перспективы его реализации как полноценного члена общества, а также как единственного ответственного за свою жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-рекомендация для родителей на тему "Информационная безопасность детей"

в этой памятке содержится материал о самой распрастроненной в современном мире проблемы- вседоступность к соц.сетям, телевещательным эфирам не предназначенных для просмотра детей....

Статья для родителей: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста....

статья для родителей " Давайте сохраним все лучшее детям"

Давайте сохраним все лучшее детям.Я сорвал цветок –И он увял.Я поймал мотылька –И он умер у меня на ладони.И тогда я понял,Что прикоснуться к красоте...

Статья для педагогов ДОУ на тему: «Безопасность детей – наша первостепенная цель».

В современном обществе вопрос безопасности ребенка является одним из ведущих аспектов воспитательного процесса. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном вз...

Публикация статьи в Педжурнале на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста."

В данной статье говорится о том, как организовать работу с родителями по ознакомлению их с электронным сборником по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста....

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД «Безопасность детей – забота родителей»

Наступают зимние каникулы – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей,...

Статья для родителей на тему: «Дорожная безопасность»

Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Безопасность дорожного движения для детей — один из важнейших вопросов, которому  уделяется...