Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников
методическая разработка

Надежда Николаевна Зиновьева

Школа-важный этап в жизни ребенка и родителей. Предлаагаю вашему вниманию сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников, в котором представлены дидактические игры на развитие внимания, мышления, речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников

Игры на развитие мелкой моторики

*Если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

*Если вы готовите яичницу, предложите ребенку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

*Если вы варите макароны (рожки), предложите ребенку сделать бусы из макарон.

*Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок можно заштриховать.

*Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

*Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

*Преложите ребенку поиграть с пробками от бутылок. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Для развития мелкой моторики так же предлагаем выполнять с ребенком как можно чаще следующие упражнения:

-штриховать карандашом в различных направлениях;

-рисовать красками, карандашами;

-лепить из пластилина, глины;

-вырезать из бумаги;

-делать аппликации;

-рвать бумагу руками;

-складывать мозаику;

-собирать из конструктора;

-завязывать шнурки;

-вязать веревочные узлы;

-пришивать пуговицы;

-вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти

*Попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки, ребенок ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

*Попросите ребенка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5 – 15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти так же нужно:

*пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребенку;

*рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слушал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

*пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспомнить, кто из героев что говорил, что делал);

*смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем нарисовать, либо словесно описать.

Игры на развитие внимания

*Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищите предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву) на кухне, а он – в комнате.

*Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поете песню), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающиеся с буквы «К», («М», «Б» и т.д.).

*Предложите ребенку в газете, журнале на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «А», стараясь не пропускать их (затем задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «К», подчеркнуть все буквы «О»).

*Для развития внимания также нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать и рисовать.

Игры на развитие речи

*Вы называете любое слово (существительное – название предмета, глагол – действие, прилагательное – признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье – утюг, выключать, горячий). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т.п.).

*Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», и др.

*«Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог), а ребенок должен его продолжить. Например, слова по теме кухня: ду – духовка, ча – чайник и т.д.

Для развития речи также нужно:

*чаще просить ребенка пересказывать книгу, мультфильм; рассказывать, что он делал вчера, после завтрака и т.д.;

*не разрешать ребенку употреблять в речи слова – паразиты (ну, вот, значит и т.п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание или останавливать);

*чаще читать ребенку книги, а если ребенок уже умеет читать, то всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.

Игры на развитие мышления

*«Что общего?» предложите ребенку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. (Например, что общего между ножом и луком – нож острый, а у лука острый запах; пылесосом и веником и т.д.)

Для развития мышления также нужно:

*разгадывать ребусы;

*составлять ребусы;

*рисовать комиксы;

* из предложенных слов предложения;

*составлять из геометрических фигур картинки.

Игры на развитие пространственных представлений.

*«Найди предмет». Играть в эту игру можно играть в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадывает предмет. Ребенок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперед, шаг влево, посмотри вниз т.д.). Затем ребенок загадывает предмет, вы его находите, выполняя команды ребенка.

Для развития пространственных представлений так же нужно:

*срисовывать буквы, цифры, картинки;

*рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

*играть в игру «морской бой».

Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества.

*Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный/

*Как вы его любите.

*Избегайте сравнений его с другими детьми

*Не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.

Игры на развитие мотивационной готовности:

*«Загадки на школьную тему». В случае, если ребенок затрудняется с ответом, необходимо вместе с ним вспомнить, какие предметы нужны для школы, стараясь, чтобы большинство предметов ребенок назвал сам. Если же ребенку непонятна сама суть загадки, то следует вместе с ним разобрать ее построчно.

*«Продолжи предложение». Предложите ребенку ответить на вопросы: как обращаются к учительнице? Что такое урок? Как узнают, что начинается урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Что такое школьный дневник? и д.

Для развития мотивации учения в школе почаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. Ни в коем случае взрослые не пугайте ребенка-дошкольника школой, учебой.

Удачи вам!

Воспитатель:

Зиновьева Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендация для родителей будущих первоклассников

данная рекомендация поможет родителям подготовить ребёнка к школе...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

рекомендации для родителей будущих первокласников...

Практические рекомендации для родителеи будущих первоклассников

Данныи материал содержит практические рекомендации для родителеи будущих учеников по организации жизни и деятельности их детеи....

Буклет для родителей Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова сос...