Речевое развитие будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

выступление на родительском собрании 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие будущих первоклассников

подготовила учитель – логопед

Хантанова Л.А.

 Мое выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления.

Уровень речевого развития ребенка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления, в основе которого лежит коммуникативная готовность. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

В школу приходят дети, которые имеют в своём словарном запасе от 3 до 7 тысяч слов. Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребёнок правильно произносил все звуки,

мог проводить звуковой анализ,

рифмовать, придумывать новые слова,

правильно строить предложение,

умел рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало и конец рассказа или сказки.

Однако следует заметить, что большое значение для развития речи имеет среда, в которой он растёт, требования окружающих к его речи и целенаправленная работа взрослых. Если ребёнок слышит речь неверную по артикуляции, грамматически неправильную, то он усвоит её в таком же виде и у него будет речь с такими же дефектами.

Очень сложным для многих первоклассников во время обследования задание на составление рассказа по картинке. Нужно:

-правильно разложить картинки;

-оценить ситуацию;

-связными предложениями описать ее.

Предметный словарь

- называние предметов и их частей:

человек: шея, брови, лоб, ресницы, щёки, ладонь, локоть, плечи, колени;

- обобщения: «Назови одним словом»

платье, юбка, брюки - …(одежда);

-детёныши животных: «У кого кто?»

- у коровы- …, -у свиньи- …, - у овцы-…,

- профессии:

Кто шьёт одежду?

Словарь признаков:

- подбор прилагательных к существительным:

Цыплёнок какой? Матрёшка какая? Яблоко какое? Цветы какие?;

- прилагательные, образованные от существительных: Чемодан из кожи, он

какой? Варежки из шерсти, они какие? Ваза из стекла, она какая?;

- употребление антонимов.

Глагольный словарь «Что делает?»:

- рыба (плавает), бабочка, змея, конь.

Грамматический строй речи:

- образование существительных во мн.ч.

в И. п: дом - дома, стул - стулья, ухо- уши;

в Р. п: один - дом, а много чего? – домов, звезда – звезд, ухо – ушей.

- употребление простых и сложных предлогов:

в, на, под, со, с, из, из-за, из-под, между;

- падежные конструкции: Чего много в лесу? Кого видел в цирке?

Чем ты смотришь? На чём катаются дети?

Состояние слоговой структуры слов:

- повторить слова: милиционер, перепорхнуть, кораблекрушение,

- предложения: Водопроводчик чинит водопровод.

Произношение и различение звуков.

У детей встречаются недостатки произношения отдельных звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению.

Фонематическое восприятие:

- определи место звука в слове: 1-й, 3-й, последний.

- послушать и повторить слоги: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба

Том-дом-ком, бочка-почка, мышка-мишка, коза-коса;

Состояние общей и мелкой моторики.

Существует закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Состояние психических и волевых процессов:

- контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность.

Кроме всего сказанного при подготовке детей к развитию как устной, так и письменной речи большое значение имеет развитие мелкой моторики.

Лучше всего – лепить из пластилина, собирать конструктор, складывать мозаику, рисовать, составлять различные фигурки из пальцев.

Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Эффективным способом развития связной речи является рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня. Разучивание стихов способствует пополнению словарного запаса, развивается произвольная словесная память.

Известно, что речь ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок.

Речь ребенка - важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков - это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция трудностей письма. В настоящее время большинство дошкольников имеют различные речевые нарушения. Сюда относятся нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, заикание. Все перечисленные ошибки впоследствии отражаются в письменной речи и носят характер стойких и специфических.

Кроме того, у детей с речевыми нарушениями, как правило, страдают такие психические функции как мышление, внимание, память, восприятие, что связано с недостаточной зрелостью или поражением мозговых структур. Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа учителя-логопеда.

Успех коррекционного обучения детей во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.

Как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос один из часто задаваемых родителями. Это понятно. Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но книги все равно не исчезают из современной жизни, и дети должны их читать и любить.

1. Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает им.

2. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

3. Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.

Родители могут обратиться к логопеду за консультацией независимо от того, посещает ребенок логопедические занятия или нет.

Список литературы:

1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М., 2002.

2. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод.разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.

3. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982.

4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М., 1985.

5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.

6. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. - М., 2002.

7. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». – 2004. - №4.

8. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. – СПб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевая готовность будущих первоклассников»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....

Речевое развитие будущих первоклассников

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. Много говорится о необходимости развития речи, однако родители не всегда уделяют этому должное внимание, а порой, даже желая ра...

Речевое развитие будущего первоклассника

Речевое развитие будущего первоклассника...

РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Уважаемые  родители!При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, чётко и ясно. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в речи, непременно объясните.Не подделывайтес...