как сделать интересным спектакль (консультация для родителей)
статья (старшая группа)
как сделать интересным спектакль (консультация для родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как сделать интересным спектакль | 54 КБ |
kak_sdelat_interesnym_spektakl_-rezhissura.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНЫМ СПЕКТАКЛЬ.
Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.
В. Мейерхольд.
Дайте публике то, что она хочет, и она повалит толпой.
Г. Кон, киномагнат.
Особое место в искусстве занимает театр, так как именно в сценическом искусстве существует непосредственный контакт со зрителем, что подразумевает наличие неопосредованной, мгновенной обратной связи искусства и публики. Именно это и определяет специфику театра.
Вместе с тем не следует понимать сценическое творчество так узко, как явствует из его названия. Вся наша жизнь – как большая сцена (вспомним известное высказывание У. Шекспира). И корни театрального искусства тоже лежат в жизни с ее многочисленными коллизиями. Другое дело – как именно подать ситуацию, сделать ее важной, интересной и поучительной для большинства зрителей? Вот здесь у режиссера и возникают б-о-о-о-льшие трудности. Ему нужно точно определиться с тем, для кого он будет свершать свой титанический труд, - все люди разные, вкусы – тем более. Если для одних действен только грубый лобовой натиск, простые, предельно понятные реплики и четко сформулированные мысли, то для других нужна игра ума, искусство намека, символическая подоплека действий (кто с кем сидит, в каком порядке двигаются, кто первый здоровается…). То же самое относится и к тому, есть ли явный герой, до которого зрителю как до небес, или же, как говорится, «спектакль пропитан жизнью».
Оптимальным вариантом было бы удовлетворение и тех, и других, но таких литературных произведений или сценариев не бывает, поэтому режиссер должен или четко определиться с этим вопросом, или попробовать через свои, чисто режиссерские штучки учесть интересы большинства возможных потребителей его искусства.
Вот здесь и проявляется мастерство, талант режиссера. Материал пьесы должен быть подан зрителю так, чтобы у него не произошло отторжения увиденного на сцене. И здесь большую роль играет смещение с рационального регистра на эмоциональный, конечным результатом которого является состояние катарсиса. Недаром некоторые зрители подсознательно сравнивают посещение театра с неким психотерапевтическим сеансом. Так что перед режиссером стоит еще и задача быть хорошим психологом, хорошим психотерапевтом. Как говорил Флобер: «Художник должен присутствовать в своем произведении как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым».
Композиционное строение спектакля также требует режиссерского осмысления. Почему, например, один автор предпочел традиционное членение на большие акты, другой разделил пьесу на ряд небольших картин, а третий – на множество коротких эпизодов? Не исключено, что это непосредственно связано с сюжетом произведения. В процессе анализа фабулы режиссер должен выяснить, что нужно подчеркнуть, выделить, а что лучше отодвинуть, приглушить – то есть придать своему видению объемность (первый план, второй, третий…). Это также влияет на восприятие спектакля зрителем.
Состояние психологической напряженности характерно и для многих спектаклей. Интрига всегда хорошо «держит » зрителя. Если удастся заставить его мысленно напрягаться для поиска возможного варианта развития событий, то можно считать, что замысел режиссера осуществился – зритель с замиранием сердца будет ждать очередного поворота событий. В ряде случаев забота об увлекательной интриге отсутствует. Они стремятся возбудить интерес зрителей не к тому, что будет дальше, а к тому, что происходит сейчас, в данную минуту. Источниками того интереса, с которым зрители смотрят пьесы таких режиссеров, являются стремление понять внутренние причины происходящего, уяснить корни тех отношений, которые возникают между персонажами, а также желание самим принять участие в разрешении
-2- «Как сделать спектакль интересным.»
тех проблем, которые волнуют действующих лиц. И найти этот главный источник зрительского интереса. Заложенный в произведении его автором, - одна из важнейших задач режиссера при анализе пьесы . Его дальнейшая задача – не засорить, не замутить этот источник не подменить его другим, чуждым стилю выбранного произведения.
Режиссер должен избегать прямолинейности, четкого указания «злодея». Зритель преисполняется самоуважения только в том случае, когда его прогноз совпадает со сценическими реалиями. Но ему нужна «информация к размышлению». И режиссер должен тонко подкармливать его, используя искусство намека. Иногда какая-нибудь байка, шутка способны направить мысль в нужном русле.
Одним из средств пробуждения зрительского интереса является шок, неожиданность.
Привлекательной для зрителя является и новизна. Время течет и подбрасывает все новые и новые темы для размышления и реализации на сцене. Но иногда и классика способна зажечь режиссера. Новизна подхода к классике может быть обеспечена не только «новым прочтением» канонических текстов, но и переносами во времени и т.д.
Слою роль в воздействии на зрителя играет и характерность, индивидуальность артиста, приводящая к неповторимости образов, создаваемых им.
В чем заключаются основные принципы современной режиссуры? Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создателя единого, гармонически целостного художественного произведения. Именно этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участников коллективной работы над сценическим воплощением пьесы. Говоря о необходимости добиваться единства всех элементов спектакля, К.С. Станиславский писал: «Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно общим дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон, тысячи человеческих сердец». Кто должен обучить, сплотить и вооружить эту армию, чтобы потом бросить ее в атаку? Разумеется, режиссер! Но бросить ее не наобум, а подчиняясь слоим собственным стратегическим и тактическим планам (в полном соответствии со своим собственным восприятием исходного произведения). И здесь играют роль многие дополнительные факторы, связанные с психологией воздействия конечного продукта на потребителей.
В ряде случаев режиссер просто обязан следовать замыслу драматурга, который четко определяет те взаимоотношения, которые должны быть между сценой (действующими лицами) и зрительным залом. У некоторых авторов встречается прием, когда актеру даже разрешается выйти из образа и обратиться к залу от своего собственного лица, высказываясь по поводу того, что происходит в пьесе.
Большую роль для правильного восприятия зрителем происходящего на сцене играет распределение пространства, в котором протекает то или иное действие. От этого в огромной степени зависит характер режиссерских мизансцен, а также те задания, которые режиссер ставит перед театральным художником.
Огромную роль на зрителя оказывает образность, яркость происходящего на сцене. Инструментами в данном случае являются язык персонажей и декорации. Иногда декорации должны поражать зрителя своей пышностью, полным соответствием духу той эпохи, в которой происходит действие. Иногда декорации условны. В ряде случаев, когда зрителя не нужно отвлекать на что-то другое, а сосредоточить его внимание на происходящем между персонажами конфликте, используется даже «черный кабинет» - полное отсутствие декораций.
Существен и вопрос о том, как именно режиссер располагает действие во времени. А это тесно связано с ритмическим строением спектакля. Как будут чередоваться периоды напряжения и ослабления ритма, ускорения или замедления темпа; будет ли действие развиваться плавно или же, наоборот, очень быстро; ровно и спокойно или нервно, спазматическими толчками? Все это зависит от предлагаемых автором обстоятельств, от хода
-3- «Как сделать спектакль интересным.»
событий, разворачивающихся на сцене. Главное, чтобы все эти временные сдвиги были понятны зрителю.
Касаясь вопросов психологической характеристики образов, важно определить особенности тех страстей и чувств, которыми автор наделил свои персонажи. Бывают характеры более или менее простые, так называемые одноплановые, что не исключает огромной силы их страстей, а бывают характеры очень сложные и многогранные.
Нужно помнить, что есть пьесы, где персонажи остаются в границах жизненного правдоподобия; есть такие, где мысли и чувства персонажей, внешние проявления их переживаний требуют ярко выраженной театральной формы; бывают и такие, где присутствует художественное преувеличение, доводимое иногда до предельной степени трагического, комического или трагикомического звучания – гротеск.
Таким образом, режиссер должен понять, какими именно средствами пользуется драматург, раскрывая характеристики действующих лиц, и (следовательно) на какие актерские способности он должен опираться – мастерство речи или движения, на эмоциональность или на интеллект, на внутреннюю или внешнюю технику; в какой степени нужно полагаться на искусство перевоплощения и на способность актеров владеть яркой внешней характерностью; какие требования предъявляются к музыкальности, ритмичности, вокальному и танцевальному мастерству актеров; следует ли надеяться только на чувство жизненного правдоподобия у актеров или же ожидать от них творческих обобщений, связанных с театрализацией формы и с преувеличением, свойственным гротеску… все это вопросы, решение которых определяют степень воздействия на зрителей. И ответы на них, по выражению Товстоногова, помогут в поиске «способа существования актеров» в спектакле.
Существенна также и такая психологическая характеристика, как атмосфера спектакля. Это то, чем «дышат» все персонажи пьесы, это ее общий эмоциональный настрой, господствующие в ней чувства. Этими чувствами действующие лица должны заражать друг друга; взаимодействуя между собой, они по принципу положительной обратной связи должны усиливаться и создавать некую общую психологическую среду (своего рода эгрегор пьесы). Так создается атмосфера, в которой действуют все персонажи. Она может быть легкой и тяжелой, прозрачной и густой. Чистой и смрадной, благотворной или губительной…
С атмосферой пьесы тесно связано и представление о ее колорите. Он может быть печальным или жизнерадостным, мрачным или веселым, теплым или холодным…в ряде случаев колорит связывается с определенным цветом, который кажется режиссеру господствующим в данной пьесе (а следовательно, и в будущем спектакле). Конечно, такое определение колорита чисто субъективно и логически недоказуемо, однако следует учитывать, что и вся постановка – в огромной степени является плодом субъективной интерпретации исходного материала данным режиссером. Вместе с тем конкретизация колорита через определенную цветовую гамму полезна тем, что может лечь в основу режиссерских заданий художнику и скажется на характере внешнего оформления спектакля.
Режиссер театра должен видеть свою задачу в другом – создать определенную внешнюю среду в воображении зрителя. Доверяя ему (и опыт показывает, что это удается). Зрителя обязательно нужно втянуть в творческий процесс. Верно выбранные две-три детали, способные путем ассоциаций разбудить его фантазию и направить ее по нужному пути, создают в воображении зрителя картину. Которая оказывается порой живее, полнее и ярче, чем все то, что может в принципе дать театральная машинерия. Если режиссер чувствует атмосферу будущего спектакля. Его колорит, его звучание его ритм. Характер мизансцен и манеру актерской игры, и если все это живет в его воображении не порознь, а вместе – значит, у него сложилось представление об образе спектакля. Однако не следует думать, что этот образ является окончательным и бесповоротным. Режиссеру предстоит еще много изменить и «подработать» для того, чтобы выйти на окончательный вариант, который будет реализован и предоставлен на строгий суд зрителей.
-4- «Как сделать спектакль интересным.»
Итак, исходным материалом для режиссера является творение драматурга. Однако нельзя ставить театр в служебное положение по отношению к драматургии и считать, что задача театра при постановке спектакля сводится лишь к тому, чтобы воспроизвести на сцене пьесу, или, как говорят, «выразить драматурга». Не это является конечной целью. Разве в сценарии указаны жесты, интонации, мизансцены и движения, свет и цвет, тембр голосов, костюмы и грим, ритмы и темпы, манера поведения и другие характерные особенности актерских образов? Все это создается театром, в котором имеет место синтез многих искусств, взаимодействующих друг с другом (это и художественное слово, и живопись, и музыка, и вокальное искусство, и танец…). Но среди них есть одно, которое принадлежит только театру, - это искусство актера. Именно актер – носитель специфики театра. В чем же состоит эта специфика? Что является материалом в актерском искусстве? Система Станиславского дает основополагающий принцип, гласящий, что главным возбудителем сценических переживаний актера является действие. Живое, наглядное человеческое действие – вот то, из чего актер творит свои образы (недаром они называются действующими лицами, а актеры – исполнителями). Поскольку эти действия он извлекает из самого себя, то есть сам их производим, причем в этом принимает участие весь его организм как единое психофизическое целое, то справедливо будет сказать, что актер сам для себя является и инструментом.
Поэтому именно работа с актером составляет самую главную, самую значительную часть режиссерской работы по созданию спектакля. Особенность состоит в том, что актер – живой человек, явление в высшей степени сложное, обладающее и телом, и мыслями, и чувствами, и ощущениями. Он те только материал, но и творец. Недаром в процессе создания спектакля необходимо полное единение режиссера и актера. Достигнуть этого достаточно сложно.
Спектакль поставлен. Многогранный режиссерский труд завершен. Учтено все, что нужно для данного жанра. Наличествуют и новизна темы и новизна подхода. Зрелищность налицо: своеобразие декораций, историческая точность костюмов, богатая цветовая гамма, музыкальное оформление на должной высоте, актеры и пляшут и поют. В порядке образность – в нужном количестве присутствуют и метафоры, и притчи, и сравнения, и аллегории. Об эмоциональности и говорить нечего: юмор в первом действии так и брызжет, второе действие в меру трагично, третье – ввергает в шок, четвертое же – апофеоз торжества справедливости. Динамика захватывает дух – действие идет на сверхвысоких скоростях, событий – куча, прямо калейдоскоп, причем на разных временных уровнях, но все они объединены одной темой. Сюжетная линия едина, однако ее повороты непредсказуемы до самого конца, когда можно перевести дух. Игра актеров блистательна: герой – великолепен, антигерой – вылитый Квазимодо по внешности, героиня – прелесть, взяла и умом и статью…
И вот премьера. Все! Занавес поднялся и театральное действо началось. Что же в нем все-таки главное? Это прямое, непосредственное взаимодействие между актером и зрителем, чувство связи, эмоциональный контакт. Как говорят технари, огромную роль играет обратная связь – эмоциональный контакт в огромной степени стимулирует как процесс самого творчества, так и процесс его восприятия. Быть не только свидетелем, но и непосредственным участником того праздника, который называется творческим переживанием, вдохновением артиста – что может доставить зрителю большее наслаждение? Именно к этому сознательно или инстинктивно стремится каждый зритель, направляясь в театр. И если все три вида зрителей – критики, мистики и получатели удовольствия от жизни – получили желаемое, то режиссер данного спектакля – это Режиссер с большой буквы.
Кн. «Не будь лохом!», И. Вагин,
Москва, 2003г., стр. 150.
Предварительный просмотр:
КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНЫМ СПЕКТАКЛЬ.
Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.
В. Мейерхольд.
Дайте публике то, что она хочет, и она повалит толпой.
Г. Кон, киномагнат.
Особое место в искусстве занимает театр, так как именно в сценическом искусстве существует непосредственный контакт со зрителем, что подразумевает наличие неопосредованной, мгновенной обратной связи искусства и публики. Именно это и определяет специфику театра.
Вместе с тем не следует понимать сценическое творчество так узко, как явствует из его названия. Вся наша жизнь – как большая сцена (вспомним известное высказывание У. Шекспира). И корни театрального искусства тоже лежат в жизни с ее многочисленными коллизиями. Другое дело – как именно подать ситуацию, сделать ее важной, интересной и поучительной для большинства зрителей? Вот здесь у режиссера и возникают б-о-о-о-льшие трудности. Ему нужно точно определиться с тем, для кого он будет свершать свой титанический труд, - все люди разные, вкусы – тем более. Если для одних действен только грубый лобовой натиск, простые, предельно понятные реплики и четко сформулированные мысли, то для других нужна игра ума, искусство намека, символическая подоплека действий (кто с кем сидит, в каком порядке двигаются, кто первый здоровается…). То же самое относится и к тому, есть ли явный герой, до которого зрителю как до небес, или же, как говорится, «спектакль пропитан жизнью».
Оптимальным вариантом было бы удовлетворение и тех, и других, но таких литературных произведений или сценариев не бывает, поэтому режиссер должен или четко определиться с этим вопросом, или попробовать через свои, чисто режиссерские штучки учесть интересы большинства возможных потребителей его искусства.
Вот здесь и проявляется мастерство, талант режиссера. Материал пьесы должен быть подан зрителю так, чтобы у него не произошло отторжения увиденного на сцене. И здесь большую роль играет смещение с рационального регистра на эмоциональный, конечным результатом которого является состояние катарсиса. Недаром некоторые зрители подсознательно сравнивают посещение театра с неким психотерапевтическим сеансом. Так что перед режиссером стоит еще и задача быть хорошим психологом, хорошим психотерапевтом. Как говорил Флобер: «Художник должен присутствовать в своем произведении как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым».
Композиционное строение спектакля также требует режиссерского осмысления. Почему, например, один автор предпочел традиционное членение на большие акты, другой разделил пьесу на ряд небольших картин, а третий – на множество коротких эпизодов? Не исключено, что это непосредственно связано с сюжетом произведения. В процессе анализа фабулы режиссер должен выяснить, что нужно подчеркнуть, выделить, а что лучше отодвинуть, приглушить – то есть придать своему видению объемность (первый план, второй, третий…). Это также влияет на восприятие спектакля зрителем.
Состояние психологической напряженности характерно и для многих спектаклей. Интрига всегда хорошо «держит » зрителя. Если удастся заставить его мысленно напрягаться для поиска возможного варианта развития событий, то можно считать, что замысел режиссера осуществился – зритель с замиранием сердца будет ждать очередного поворота событий. В ряде случаев забота об увлекательной интриге отсутствует. Они стремятся возбудить интерес зрителей не к тому, что будет дальше, а к тому, что происходит сейчас, в данную минуту. Источниками того интереса, с которым зрители смотрят пьесы таких режиссеров, являются стремление понять внутренние причины происходящего, уяснить корни тех отношений, которые возникают между персонажами, а также желание самим принять участие в разрешении
-2- «Как сделать спектакль интересным.»
тех проблем, которые волнуют действующих лиц. И найти этот главный источник зрительского интереса. Заложенный в произведении его автором, - одна из важнейших задач режиссера при анализе пьесы . Его дальнейшая задача – не засорить, не замутить этот источник не подменить его другим, чуждым стилю выбранного произведения.
Режиссер должен избегать прямолинейности, четкого указания «злодея». Зритель преисполняется самоуважения только в том случае, когда его прогноз совпадает со сценическими реалиями. Но ему нужна «информация к размышлению». И режиссер должен тонко подкармливать его, используя искусство намека. Иногда какая-нибудь байка, шутка способны направить мысль в нужном русле.
Одним из средств пробуждения зрительского интереса является шок, неожиданность.
Привлекательной для зрителя является и новизна. Время течет и подбрасывает все новые и новые темы для размышления и реализации на сцене. Но иногда и классика способна зажечь режиссера. Новизна подхода к классике может быть обеспечена не только «новым прочтением» канонических текстов, но и переносами во времени и т.д.
Слою роль в воздействии на зрителя играет и характерность, индивидуальность артиста, приводящая к неповторимости образов, создаваемых им.
В чем заключаются основные принципы современной режиссуры? Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создателя единого, гармонически целостного художественного произведения. Именно этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участников коллективной работы над сценическим воплощением пьесы. Говоря о необходимости добиваться единства всех элементов спектакля, К.С. Станиславский писал: «Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно общим дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон, тысячи человеческих сердец». Кто должен обучить, сплотить и вооружить эту армию, чтобы потом бросить ее в атаку? Разумеется, режиссер! Но бросить ее не наобум, а подчиняясь слоим собственным стратегическим и тактическим планам (в полном соответствии со своим собственным восприятием исходного произведения). И здесь играют роль многие дополнительные факторы, связанные с психологией воздействия конечного продукта на потребителей.
В ряде случаев режиссер просто обязан следовать замыслу драматурга, который четко определяет те взаимоотношения, которые должны быть между сценой (действующими лицами) и зрительным залом. У некоторых авторов встречается прием, когда актеру даже разрешается выйти из образа и обратиться к залу от своего собственного лица, высказываясь по поводу того, что происходит в пьесе.
Большую роль для правильного восприятия зрителем происходящего на сцене играет распределение пространства, в котором протекает то или иное действие. От этого в огромной степени зависит характер режиссерских мизансцен, а также те задания, которые режиссер ставит перед театральным художником.
Огромную роль на зрителя оказывает образность, яркость происходящего на сцене. Инструментами в данном случае являются язык персонажей и декорации. Иногда декорации должны поражать зрителя своей пышностью, полным соответствием духу той эпохи, в которой происходит действие. Иногда декорации условны. В ряде случаев, когда зрителя не нужно отвлекать на что-то другое, а сосредоточить его внимание на происходящем между персонажами конфликте, используется даже «черный кабинет» - полное отсутствие декораций.
Существен и вопрос о том, как именно режиссер располагает действие во времени. А это тесно связано с ритмическим строением спектакля. Как будут чередоваться периоды напряжения и ослабления ритма, ускорения или замедления темпа; будет ли действие развиваться плавно или же, наоборот, очень быстро; ровно и спокойно или нервно, спазматическими толчками? Все это зависит от предлагаемых автором обстоятельств, от хода
-3- «Как сделать спектакль интересным.»
событий, разворачивающихся на сцене. Главное, чтобы все эти временные сдвиги были понятны зрителю.
Касаясь вопросов психологической характеристики образов, важно определить особенности тех страстей и чувств, которыми автор наделил свои персонажи. Бывают характеры более или менее простые, так называемые одноплановые, что не исключает огромной силы их страстей, а бывают характеры очень сложные и многогранные.
Нужно помнить, что есть пьесы, где персонажи остаются в границах жизненного правдоподобия; есть такие, где мысли и чувства персонажей, внешние проявления их переживаний требуют ярко выраженной театральной формы; бывают и такие, где присутствует художественное преувеличение, доводимое иногда до предельной степени трагического, комического или трагикомического звучания – гротеск.
Таким образом, режиссер должен понять, какими именно средствами пользуется драматург, раскрывая характеристики действующих лиц, и (следовательно) на какие актерские способности он должен опираться – мастерство речи или движения, на эмоциональность или на интеллект, на внутреннюю или внешнюю технику; в какой степени нужно полагаться на искусство перевоплощения и на способность актеров владеть яркой внешней характерностью; какие требования предъявляются к музыкальности, ритмичности, вокальному и танцевальному мастерству актеров; следует ли надеяться только на чувство жизненного правдоподобия у актеров или же ожидать от них творческих обобщений, связанных с театрализацией формы и с преувеличением, свойственным гротеску… все это вопросы, решение которых определяют степень воздействия на зрителей. И ответы на них, по выражению Товстоногова, помогут в поиске «способа существования актеров» в спектакле.
Существенна также и такая психологическая характеристика, как атмосфера спектакля. Это то, чем «дышат» все персонажи пьесы, это ее общий эмоциональный настрой, господствующие в ней чувства. Этими чувствами действующие лица должны заражать друг друга; взаимодействуя между собой, они по принципу положительной обратной связи должны усиливаться и создавать некую общую психологическую среду (своего рода эгрегор пьесы). Так создается атмосфера, в которой действуют все персонажи. Она может быть легкой и тяжелой, прозрачной и густой. Чистой и смрадной, благотворной или губительной…
С атмосферой пьесы тесно связано и представление о ее колорите. Он может быть печальным или жизнерадостным, мрачным или веселым, теплым или холодным…в ряде случаев колорит связывается с определенным цветом, который кажется режиссеру господствующим в данной пьесе (а следовательно, и в будущем спектакле). Конечно, такое определение колорита чисто субъективно и логически недоказуемо, однако следует учитывать, что и вся постановка – в огромной степени является плодом субъективной интерпретации исходного материала данным режиссером. Вместе с тем конкретизация колорита через определенную цветовую гамму полезна тем, что может лечь в основу режиссерских заданий художнику и скажется на характере внешнего оформления спектакля.
Режиссер театра должен видеть свою задачу в другом – создать определенную внешнюю среду в воображении зрителя. Доверяя ему (и опыт показывает, что это удается). Зрителя обязательно нужно втянуть в творческий процесс. Верно выбранные две-три детали, способные путем ассоциаций разбудить его фантазию и направить ее по нужному пути, создают в воображении зрителя картину. Которая оказывается порой живее, полнее и ярче, чем все то, что может в принципе дать театральная машинерия. Если режиссер чувствует атмосферу будущего спектакля. Его колорит, его звучание его ритм. Характер мизансцен и манеру актерской игры, и если все это живет в его воображении не порознь, а вместе – значит, у него сложилось представление об образе спектакля. Однако не следует думать, что этот образ является окончательным и бесповоротным. Режиссеру предстоит еще много изменить и «подработать» для того, чтобы выйти на окончательный вариант, который будет реализован и предоставлен на строгий суд зрителей.
-4- «Как сделать спектакль интересным.»
Итак, исходным материалом для режиссера является творение драматурга. Однако нельзя ставить театр в служебное положение по отношению к драматургии и считать, что задача театра при постановке спектакля сводится лишь к тому, чтобы воспроизвести на сцене пьесу, или, как говорят, «выразить драматурга». Не это является конечной целью. Разве в сценарии указаны жесты, интонации, мизансцены и движения, свет и цвет, тембр голосов, костюмы и грим, ритмы и темпы, манера поведения и другие характерные особенности актерских образов? Все это создается театром, в котором имеет место синтез многих искусств, взаимодействующих друг с другом (это и художественное слово, и живопись, и музыка, и вокальное искусство, и танец…). Но среди них есть одно, которое принадлежит только театру, - это искусство актера. Именно актер – носитель специфики театра. В чем же состоит эта специфика? Что является материалом в актерском искусстве? Система Станиславского дает основополагающий принцип, гласящий, что главным возбудителем сценических переживаний актера является действие. Живое, наглядное человеческое действие – вот то, из чего актер творит свои образы (недаром они называются действующими лицами, а актеры – исполнителями). Поскольку эти действия он извлекает из самого себя, то есть сам их производим, причем в этом принимает участие весь его организм как единое психофизическое целое, то справедливо будет сказать, что актер сам для себя является и инструментом.
Поэтому именно работа с актером составляет самую главную, самую значительную часть режиссерской работы по созданию спектакля. Особенность состоит в том, что актер – живой человек, явление в высшей степени сложное, обладающее и телом, и мыслями, и чувствами, и ощущениями. Он те только материал, но и творец. Недаром в процессе создания спектакля необходимо полное единение режиссера и актера. Достигнуть этого достаточно сложно.
Спектакль поставлен. Многогранный режиссерский труд завершен. Учтено все, что нужно для данного жанра. Наличествуют и новизна темы и новизна подхода. Зрелищность налицо: своеобразие декораций, историческая точность костюмов, богатая цветовая гамма, музыкальное оформление на должной высоте, актеры и пляшут и поют. В порядке образность – в нужном количестве присутствуют и метафоры, и притчи, и сравнения, и аллегории. Об эмоциональности и говорить нечего: юмор в первом действии так и брызжет, второе действие в меру трагично, третье – ввергает в шок, четвертое же – апофеоз торжества справедливости. Динамика захватывает дух – действие идет на сверхвысоких скоростях, событий – куча, прямо калейдоскоп, причем на разных временных уровнях, но все они объединены одной темой. Сюжетная линия едина, однако ее повороты непредсказуемы до самого конца, когда можно перевести дух. Игра актеров блистательна: герой – великолепен, антигерой – вылитый Квазимодо по внешности, героиня – прелесть, взяла и умом и статью…
И вот премьера. Все! Занавес поднялся и театральное действо началось. Что же в нем все-таки главное? Это прямое, непосредственное взаимодействие между актером и зрителем, чувство связи, эмоциональный контакт. Как говорят технари, огромную роль играет обратная связь – эмоциональный контакт в огромной степени стимулирует как процесс самого творчества, так и процесс его восприятия. Быть не только свидетелем, но и непосредственным участником того праздника, который называется творческим переживанием, вдохновением артиста – что может доставить зрителю большее наслаждение? Именно к этому сознательно или инстинктивно стремится каждый зритель, направляясь в театр. И если все три вида зрителей – критики, мистики и получатели удовольствия от жизни – получили желаемое, то режиссер данного спектакля – это Режиссер с большой буквы.
Кн. «Не будь лохом!», И. Вагин,
Москва, 2003г., стр. 150.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать если ребенок плохо ест?!!! Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей
ребенок плохо ест...
Что делать если ребенок плохо ест?!!! Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей.
quot;Что делать если ребенок плохо ест?!!! "Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей....
Что делать если ребенок плохо ест?!!! Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей
Как сделать еду вкусной...
Покажите мне спектакль. Консультация для родителей
Если с помощью театрализованной деятельности ваш ребенок научился внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнал их свойства, характер, заговорил, освоил мимику и...
Организация постановки домашнего спектакля. Консультация для родителей
Организация постановки домашнего спектакля.Консультация для родителей Важную роль в становлении личности ребёнка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение со взрослыми...
Консультация для родителей. "Как сделать зимнюю прогулку детей с родителями интересной.»
в консультации для родителей рассказывается о том, как игтересно провести время на прогулке с детьми....
"Сделайте ребенка счастливее!"Консультация для родителей
Консультация для родителей"Сделайте ребенка счастливее!"...