РЕЧЕВАЯ ИГРА, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАМКНУТОСТИ У ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ ИГРА, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАМКНУТОСТИ У ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
« Есть что – то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие ребенка начала – музыка, движение, игра и песня».
А.П.УСОВА.
Трудно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Но в детский сад приходят разные дети озорные и тихие, контактные и замкнутые, часто с заниженной самооценкой. А это мешает раскрыть их музыкальные способности, а иногда и талант.
Я, как и многие педагоги нашего детского сада, на протяжении многих лет своей деятельности занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Часто с воспитателями обсуждаем, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересным для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы, подталкивают меня к знакомству с различными методиками и разработками таких музыкантов практиков и исследователей, как Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной.
Чтение журнала «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» – все это, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор. И как музыкальному руководителю дало возможность искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические разработки, экспериментировать и радовать себя общением с детьми и музыкой.
Считаю, что использование речевых игр – одна из форм творческой работы с детьми. Ведь музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками инструментов), прекрасно развивают чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием, способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Другой стала и звуковая атмосфера. Музыкальные фонограммы прочно вошли в культурную среду и успешно соперничают с «живым» исполнением. Сколько мелодий звучит с телеэкрана, магнитофонов! Появились новые ритмы, что привело к изменению стиля ритмических движений.» музыку в движении. Современный подход к этим движениям предполагает формирование не только физической, но и эмоционально – художественной культуры, что определяет непрерывную связь движений и музыки, а значит - танцевальной композиции. При составлении которой, важно уловить своеобразие, «изюминку» песни или музыкального фрагмента. Подобрать движения, соответствующие её содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей. Считаю, что использование методически продуманной танцевальной композиции, развивает в детях импровизационность, пластичность, умение двигаться всем телом, а главное, умение слушать, слышать и «изобразить».
Я уверена в том, что выстраивать музыкальные занятия надо таким образом, чтобы игра была преобладающим видом деятельности. А игры использовать можно любые: и дидактические, и подвижные, и сюжетно – ролевые, и с пением, и хороводные. Вот тогда и можно добиться высоких результатов и решить главную проблему.
И сегодня хочу рассказать о методах, помогающих значительно повысить результативность в обучении музыке и решить множество сопутствующих проблем, которые помогут раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка и раскрепостить его.
ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ
(Музыкальное занятие в ст. логопедической группе).
Цель: Формирование у дошкольников коммукативных способностей через музыкально – речевые игры.
Задачи: Совершенствовать умения детей согласовывать движения с ритмизованным текстом; музыкальным ритмом.
активизировать речевое общение детей, используя разные виды музыкальной деятельности;
способствовать развитию у дошкольника позиции активного участника, в совместной музыкальной деятельности, проявляя свою индивидуальность.
: Формировать у детей эмоционально – радостное настроение от активного участия в совместном коллективном музицировании, устойчивое ощущение метроритмической пульсации музыки.
Совершенствование слуховых и телесных ощущений; основных выразительных средств музыки: музыкальных темпов (быстро – медленно), контрастной динамики (громко – тихо), контрастных ладов (мажор – минор) через движение, деятельность, игру.
Оборудование: Использование «звучащих» жестов – хлопков, щелчков, шлепков, притопов. Картинки – лимон, апельсин, банан, мандарин. Игрушка паук. Инструменты шумового оркестра. Музыкальные молоточки и погремушки.
Ход занятия
Звучит музыка, дети танцуют, образуют полукруг.
М.Р.: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
М.Р.: А мы вас поджидаем,
Без вас игру не начинаем.
Ну – ка, за руки беритесь,
В круг скорее становитесь!
Игра - разминка «ТОП – ХЛОП»:
- Ногами топ, ногами топ,
Громко топнем, топ – топ – топ.
Руками хлоп, руками хлоп,
Тихо хлопнем, хлоп, хлоп, хлоп!
- Ногами топ, ногами топ,
Тихо топнем, топ – топ – топ.
Руками хлоп, руками хлоп,
Громко хлопнем, хлоп, хлоп, хлоп!
М.Р.: Сколько здесь гостей у нас!
Дети: Рады видеть мы все вас!
М.Р.: Давайте с гостями познакомимся.
Коммуникативная игра «Знакомство»
(Прохлопать своё имя).
М.Р.: За руки сейчас возьмёмся,
Ровным кругом все пройдёмся.
(Игра «Ровным кругом»):
Ровным кругом, друг за другом,
Мы идём за шагом, шаг.
Эй, ребята, стой на месте,
Сделаем вот так!
Пластико – ритмо речевой театр:
1.Скороговорка:
Шла весёлая собака. Чики, брики, гав.
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок. Чики, брики, хрю.
Чики, брики, повтори – ка, что я говорю.
М.Р.: Раз, два, три. Игру заново начни!
(Игра «Ровным кругом»):
Ровным кругом, друг за другом,
Мы идём за шагом, шаг.
Эй, ребята, стой на месте,
Сделаем вот так!
2.Небылица:
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете.
Свёкла ехала верхом
В парусной карете.
А за нею не спеша,
Тихо, аккуратно,
Два кирпичных беляша,
Ехали обратно.
А за ними вовсю прыть,
Мелкими шагами,
Шкаф пытался переплыть
Блюдо с пирогами.
М.Р.: А вот на нашем блюде есть картинки.
На картинки вы смотрите
И заданье выполняйте.
(Картинки: лимон, апельсин, банан, мандарин).
Задание: прохлопать, протопать, простучать.
(Старшие дети уходят, им надевают ободки на голову для танца).
М.Р.: Ой, какой здесь паучок!
Давайте о нём песенку – попевку споём!
(Малыши поют песенку «ПАУЧИНА»):
Пау – паучина, паутину сшил.
Вдруг за капал дождик,
Паутину смыл.
Вот и солнце вышло, стало припекать.
Пау – паучина трудится опять.
М.Р.: Вот как весело у нас,
Приглашаю старших ребят в пляс.
(Флэш - моб).
М.Р.: А сейчас споём все вместе
Полюбившуюся вам игру - песню.
Игра – команда «Тюшки – тютюшки»:
(1,2,3вариант).
- Тюшки, тютюшки, сделаем хлопушки.
Тюшки, тютюшки, сделаем хлопушки.
Хлоп, хлоп, хлоп. Хлоп, хлоп, хлоп.
Хлоп. Хлоп. Хлоп.
Тюшки, тютюшки, сделаем щелкушки.
Тюшки, тютюшки, сделаем щелкушки.
Щёлк, щёлк, щёлк. Щёлк, щёлк, щёлк.
Щёлк. Щёлк. Щёлк.
- Тюшки, тютюшки, сделаем бамбушки.
Тюшки, тютюшки, сделаем бамбушки.
Бум, бум, бум. Бум, бум, бум.
Бум. Бум. Бум.
- Тюшки, тютюшки, сделаем топотушки.
Тюшки, тютюшки, сделаем топотушки.
Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.
Топ. Топ. Топ.
М.Р.:А теперь на лошадке поедем. (Садятся в круг).
Едем, едем на лошадке,
По лесной дорожке гладкой.
(Проговаривают): Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
(Даю инструменты).
Едем, едем на лошадке,
По лесной дорожке гладкой.
(Игра на инструменте): Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Едем, едем на лошадке,
По лесной дорожке гладкой.
(Игра на инструменте): Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
(Проговаривают): Белка на ветке орешки грызёт,
Рыжая лисичка зайку стережёт.
Белка на ветке орешки грызёт,
Рыжая лисичка зайку стережёт.
(Даю инструмент).
Едем, едем на лошадке,
По лесной дорожке гладкой.
(Игра на инструменте): Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Белка на ветке орешки грызёт,
Рыжая лисичка зайку стережёт.
Белка на ветке орешки грызёт,
Рыжая лисичка зайку стережёт.
(Проговаривают): Ехали мы ехали, на конец до ехали.
С горки – ух!
В ямку – бух!
С горки – ух!
В ямку – бух!
(Даю инструмент).
Едем, едем на лошадке,
По лесной дорожке гладкой.
(Игра на инструменте): Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Белка на ветке орешки грызёт,
Рыжая лисичка зайку стережёт.
Белка на ветке орешки грызёт,
Рыжая лисичка зайку стережёт.
Ехали мы ехали, на конец до ехали.
С горки – ух!
В ямку – бух!
С горки – ух!
В ямку – бух!
М.Р.: А теперь все поиграем.
Инструменты разбираем.
(Р.Н.М. «Два весёлых гуся»).
М.Р.: Встречу нашу завершаем,
Хоровод свой начинаем.
(Хоровод «Осенний» и дети выходят из зала).
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.
1.РАЗМИНКИ:
*На основе звучащих жестов;
*Сюжетно – двигательные композиции.
2.КООРДИНАЦИОННО – ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
(Такие игры дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием).
*Игры – команды;
*Массажные игры;
*Тонизирующие игры;
*Пластико – ритмо – речевой театр.
Использование таких упражнений стимулируют развитие ловкости, точности реакции, воспитывают ансамблевую слаженность – всё то, что необходимо для развития музыкальности.
3. ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.
4. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
5.ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
6. РИТМО – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
*Модели на основе звучащих жестов;
*Фольклорные тексты (потешки, считалки, скороговорки);
*Игры с предметами (мячи, шарик, кубик);
7.ТАНЦЫ:
*Сюжетные;
*Старинные;
*Фигурные;
*Элементарные танцы народов мира;
*Игровые песни – танцы;
*Танцы сидя;
*Речевые танцы;
*Танцы с предметами.
8.ИМПРОВИЗАЦИЯ:
*Свободная, с задачей ориентирования в пространстве;
*Программная;
*Пластические этюды.
9.ПАНТОМИМА.
10.ЛОГОРИТМИКА.
Опираясь на свой опыт и знания, я стараюсь помочь каждому ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Телевизионный журнал как одно из средств решения коммуникативно-речевых задач
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...
Музыкально - ритмические движения как средство повышения двигательной активности у детей на музыкальных занятиях
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и ...
Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка.
Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психо...
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....
Решение умственных задач как одно из средств развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
Знакомство с опытом работы кружка "Знай-ка". Развитие мышления и речи дошкольников....
«Условия формирования методической компетентности родителей детей в решении проблемы речевого развития детей в нарушении речи»
Семинар – практикум...
Игра — ключ к решению проблемы замкнутости
Методы, которые значительно повышают эффективность обучения музыке и помогают решить ряд сопутствующих проблем....