Как научить ребенка читать в домашних условиях
консультация

Михайлова Ирина Борисовна

Консультация  для родителей и педагогов по обучению ребенка чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_chitat_v_domashnih_usloviyah.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Как научить ребенка читать в домашних условиях».

   Умение читать — одно из главных умений, которыми ребенок овладевает на первой ступени обучения. Часто у родителей появляются вопросы: по какой методике обучать ребенка чтению, как сделать это правильно.

Родители, решившие самостоятельно учить ребенка читать, должны понимать, что это сложный и системный процесс. Им обязательно нужно учесть такие важные моменты:

Советы по обучению чтению дома.

  • Не надо специально выделять время для «домашних» уроков! Занятия должны занимать около 10 минут и проходить в непринужденной обстановке.
  • Организовывайте изучение букв в процессе игровых и практических упражнений. 
  • Необходимо сделать так, чтобы изучаемая буква была всегда на виду у малыша. Ее изображение и рисунки, которые к ней подходят, должны быть красочными и вызывать у малыша интерес.
  • Объем памяти у дошкольника очень ограничен, поэтому учить нужно по одной букве, посвящая ей несколько занятий подряд, и уделять внимание многократному повторению для прочного закрепления изученного.
  • Для ребенка 5-6-летнего возраста характерно копирование действий взрослых. Поэтому родители должны предоставлять им образец правильного произношения звуков, прочтения слогов или слов при любом удобном случае.  

И еще одно очень важное замечание: звук и буква — это разные вещи!    Для обучения чтению ребенка надо знакомить не с названием буквы, а со звуками, которые она обозначает. Это принципиальный момент. Ни в коем случае нельзя учить читать по алгоритму: «эм» и «а» — будет  «ма». Именно это и является главной ошибкой в процессе обучения чтению и серьезным препятствием для правильного формирования навыка чтения.        

Основная методика обучения чтению.

Основной метод, который используется при обучении чтению в школе,— это звукобуквенный метод. Он основан на развитии у ребенка умений соотносить буквы со звуками, которые они обозначают, и составлять из этих звуков слоги и слова. Происходит это в такой последовательности.

Знакомимся со звуками и буквами.

Для начала малыш должен запомнить буквы, угадывать их и правильно называть звуки. Причем, не нужно сначала учить весь алфавит, а потом

переходить к разъяснению принципа прочтения слогов. Достаточно познакомить ребенка с четырьмя основными гласными звуками [а], [о], [у], [ы] и согласными [м], [л]. Чтобы малыш хорошо запомнил букву, рекомендуется предлагать ему такие упражнения.

На что похоже?

   Обязательно обсудите с ребенком, на что похожа изучаемая буква. Если нужно, помогите ему придумать нужные ассоциации:

  • А — похожа на домик с окошком;
  • О — на бублик и т.д.

   Если родители тоже затрудняются подобрать подходящие сравнения, можно воспользоваться специальными азбуками, которые так и называются «На что похожи буквы». Польза от такого пособия еще и в том, что в нем представлены картинки, где буквы перевоплощаются.

Будет очень хорошо, если родители сами смогут нарисовать такой рисунок для малыша, поясняя ход своих мыслей: «Смотри, вот наша буква А. Давай мы представим, что дырочка в центре — это окошко (и сразу же рисуют в нем раму, шторки), а сверху — это крыша, как на нашем доме (нарисовать трубу, покрасить в цвет черепицы).

   Подобное преображение буквы будет происходить на глазах у ребенка, и он хорошо поймет и запомнит, на какой предмет и чем именно похожа буква. Для ассоциаций нужно выбирать такие образы, которые ребенку хорошо известны.

   Желательно связать зрительные ассоциации со звуковыми. Например, рассмотрев, что буква А похожа на домик, можно сказать «Ах, какой домик!». Еще лучше, если удастся придумать для буквы образ предмета, название которого начинается с этой буквы: О — обруч, Ж — жук, Б — бегемот, Т — топор и т.д.

Как выглядит буква.

   Для запоминания формы буквы полезно вылепить ее из пластилина. Самостоятельно моделируя букву, ребенок хорошо запомнит, из каких элементов она состоит и как выглядит.

Мастерить букву можно не только из пластилина. Попробуйте сделать ее из тонкой легко гнущейся проволоки. Некоторые буквы легко выкладываются из спичек или моделируются с помощью конструктора. Буквы округлой формы сделайте с помощью лент.  

   Предложите малышу попробовать самому написать эту букву. Можно купить специальные прописи, где он будет тренироваться писать буквы.

    Однако дошкольнику еще сложно ориентироваться в тетради, правильно наклонять линии, доводить их до нижней черты и т.д. Поэтому рекомендуется заготовить для такого упражнения небольшую коробочку с песком и пусть ребенок пальчиком выводит на нем букву. Если у него не получится, можно будет быстро все разгладить и попробовать еще раз.

   Таким образом, малыш не будет расстраиваться, если попытка окажется неудачной. Да к тому же, игры с песком всегда очень нравятся детям, и они намного охотнее будут писать буквы в такой коробочке, чем в прописях.

Найди букву.

   После того, как вы выучили с ребенком новую букву, нужно сформировать у него умение угадывать ее среди других букв. Для этого поиграйте с ним в такие игры:

  • составьте слова из разрезной азбуки или кубиков и предложите найти в них выученную букву и поднять ее;
  • напишите слова на листочке, а ребенок пусть обведет (закрасит, зачеркнет) нужные буквы;
  • попросите найти новую букву на странице книги (для этого нужно использовать только книги для дошкольников, на их страницах мало текста и крупные буквы);
  • в упаковке некоторых продуктов детского питания вкладывают детали магнитной азбуки — собирайте их и разместите на холодильнике, а потом предложите малышу показать нужную букву;
  • спросите, есть ли буква на вывеске магазина, мимо которого как раз прогуливаетесь, и т.д.

Еще один очень интересный способ провести подобное упражнение — использовать съедобные буквы. В продаже есть печенье в форме буковок. Насыпьте перед ребенком горсть таких печенек и предложите найти и съесть только нужную букву.

Когда ребенок хорошо запомнит букву, можно предложить игру «Угадай и дорисуй». Малышу показывают не полностью написанную букву, а он должен догадаться, что это за буква и дорисовать недостающие элементы.

Упражнения на развитие фонематического слуха.

   Очень важно помнить, что учить с малышом следует только звуки! Ни в коем случае не говорите ребенку название букв («эм», «бэ»), а сразу же обучайте ребенка, какой звук он должен произносить, увидев ту или иную букву.  Именно поэтому на первом этапе изучения каждой буквы предлагается сделать звуковой анализ слова, которое с нее начинается.

   Этот принцип используется практически во всех методиках. В любом букваре, азбуке, на кубиках рядом с буквой есть картинка. Нужно предложить малышу назвать нарисованный предмет и выделить только первый звук.

   Не думайте, что дошкольник легко справится с этим заданием. Сначала вам нужно будет делать это вместе, показывать ему образец.

   Первыми учатся гласные звуки, которые можно произносить протяжно. Поэтому попросите ребенка «потянуть» первый звук и услышать его отдельно от остального слова (а-а-а-а-апельсин). Когда он сможет это сделать, укажите, что поскольку мы первым в слове слышим звук [а], то и буква, помещенная рядом, называется «А». Для таких упражнений можно использовать специальные буквари или азбуки для дошкольников. Кроме этого, в ходе знакомства с буквой нужно не только добиться запоминания ее названия. Очень важно научить ребенка слышать обозначаемый ею звук, выделять его в словах, определять его местоположение. Для этого используйте такие упражнения:

  • послушай слово и хлопни в ладоши, если услышишь в нем нужный звук;
  • посели в домик (вагончик, цветочек и т.д.) изображения тех предметов, названия которых начинаются с указанной буквы;
  • добавь (убери) первый (последний) звук в слове.

Обязательно используйте в играх со звуком звукоподражание: мы говорим «А-а-а-а!», когда укачиваем младенца, «О-о-о-о!» — если удивлены и т.д.

Артикуляция.

   При произношении звуков большое внимание нужно уделять артикуляции. Обязательно объясняйте и показывайте ребенку, какое должно быть положение губ и языка. Это является основой  для формирования умения слитно произносить звуки.

   На первых порах артикуляция должна быть интенсивной. Растягивайте рот, вытягивайте или смыкайте губы с увеличенным усилием, чтобы ребенок хорошо разглядел и скопировал ваши движения. Можно давать малышу смотреть в зеркало, когда он учится произносить звуки.

   Тренируйте его в четком произношении звуков. Когда он выучит несколько букв, проводите упражнение на поочередное протягивание звуков. Вы должны показать ребенку букву (на карточке, на странице в Букваре), а он ее называет. Пока он будет тянуть этот звук, ему нужно показать другую букву и малыш должен сразу же переключиться на другой звук.  

Составляем слоги.

   После описанной выше подготовительной работы (она занимает не больше двух недель) наконец-то наступает самый ответственный этап — обучение чтению слогов. Как показывает практика, сложнее всего научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. 

   Традиционно первым слогом, который предлагают прочитать малышу, является слог «МА». Сразу же после знакомства с буквой «М» ребенку предлагают «найти ей подружку» или «составить с ней пару» и показывают написанный слог.

   Нельзя приучать ребенка сначала вслух произносить каждый звук отдельно и только потом проговаривать их слитно! Сразу же говорите, что стоят эти буквы рядом и произносить их нужно вместе.

   Покажите образец. При этом попросите ребенка очень четко следить за артикуляцией. Далее плотно сожмите губы для произношения звука [м], а потом резко откройте рот, протягивая звук [а]. Сделайте это еще раз и предложите малышу все повторить. Проговорите этот слог вместе несколько раз, дайте ребенку задание произнести этот слог громко и быстро, потом тихо, почти шепотом, потом протяжно и т.д.

   Поиграв таким образом с одним слогом, переходите к следующим, повторяя тот же алгоритм. Помните, что занятие обучения чтению по слогам должно быть непродолжительным и не заставляйте малыша работать над прочтением слогов до тех пор, пока у него не начнет все получаться идеально.

   Обучение чтению первых слогов может растянуться и на три дня. Зато, когда ребенок поймет принцип слитного произношения звуков, в дальнейшем не придется каждый раз возвращаться к объяснению этого процесса. Ребенок станет уже самостоятельно воспроизводить данный алгоритм и с другими буквами. Т.е. это уже практический этап отработки навыка чтения, который не представляет особой сложности.

Схема, как правильно научить ребенка читать, следующая.

  • Познакомиться с новой буквой и звуком, выполнив несколько упражнений на их запоминание.
  • Предложить прочитать слоги с новой и уже выученными буквами.

Ваша задача  состоит в том, чтобы ребенок хорошо запомнил букву и потренировался читать слоги с ней.

   Читаем целые слова.

   Теперь перейдем к рекомендациям, как научить ребенка читать небольшие слова. Это нужно делать сразу же после того, как он потренировался составлять слоги с буквами «А», «О», «У», «ы», «М», «Л».  Для этого лучше использовать кубики или паззлы со слогами.

Предложите малышу прочитать первый слог, затем второй. А после этого попросите произнести их еще раз, только вместе. На первом этапе можно пользоваться пособиями, в которых слова разделены на слоги (МА-МА, МЫ-ЛО) или записаны с помощью лучевых схем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Как научить ребенка читать"

содержит информацию о том, как научить ребенка читать...

Как научить ребенка читать

Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения....

Конспект занятия "Как научить ребенка читать до школы"

В основу моей программы заложен принцип развивающего обучения Венгера. Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия так, чтобы была возможность выбора исходя из потенциальных возможнос...

как научить ребёнка читать в домашних условиях.

как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях....

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условияхОни помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.Начинайте с малого: пос...

Буклет "Как научить ребенка говорить в домашних условиях"

Буклет подготовлен для родителей детей младшего дошкольного возраста...