консультация для родителей "Особенные дети"
консультация

консультация для родителей  "Особенные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл особенные дети20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенные дети

Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т. е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер. До недавнего времени развитие психики леворукого ребенка рассматривалось в отрыве от развития его мозга, несмотря на признание того, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция.

Право преимущественного владения той или другой рукой определяется не желанием и не прихотью ребенка, а особым распределением функций между правым и левым полушариями головного мозга. Почему возникло преимущественное владение правой рукой? Вследствие чего леворукость стала исключением? Деятельность мозга складывается из деятельности двух полушарий - правого и левого, между которыми существуют четкие различия, т. е. имеет место функциональная ассиметрия мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Более того, одно из них является доминантным, а другое подчиненным.

По характеру проявления можно выделить 3 вида функциональной ассиметрии:

  • Моторную (неравномерное участие правой и левой половины туловища, рук, ног и лица при формировании общего двигательного поведения),
  • Сенсорную (функциональное неравенство парных органов чувств),
  • Психическую (организация речи и других высших психических функций).

Изучение функциональной межполушарной ассиметрии у человека началось более ста лет назад. Доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским хирургом и антропологом Полем Брока, который в 1865 г. Произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Но это представление оказалось не совсем точным. Примерно у 70% леворуких детей центры речи расположены в левом полушарии, у 30% из них они выявлены в правом полушарии или в обоих полушариях.

Рука - самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи. Обозначений ассиметрии рук много; наиболее распространены: праворукость, или правшество, леворукость, или левшество, обоюдорукость, или амбидекстрия. Называя факторы, лежащие в основе проявления леворукости, многие исследователи говорят о наличии патологической, наследственной и вынужденной леворукости. Существуют и варианты теорий леворукости, рассматривающие их комплексное сочетание. Большинство склоняются к тому, что патологией можно объяснить лишь часть случаев. В основном же это «естественные» левши генетического происхождения.

Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному.

Левое полушарие: вербальное, логическое, «рассудочное». Обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически. Ему свойствен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему); при этом анализ предшествует синтезу.

Правое полушарие: невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойствен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному), когда синтез предшествует анализу.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительно физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребенка.

Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля ассиметрии. Ранее делать это считается нецелесообразным: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.

Одним из традиционных способов диагностики является метод количественной оценки выполнения таких заданий, которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных, бытовых действий. У ведущей руки чуть больше кости и мышцы, она лучше выполняет функции, является более предпочтительной при выполнении ответственных заданий.

Обстановка при проведении тестирования должна быть непринужденной, естественной и доброжелательной для ребенка.

Какие же задания выполняют дети?

  1. Ударить палочкой по музыкальному инструменту (металлофон, барабан).
  2. Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор и т. п.).
  3. Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой. Посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно.
  4. Открыть небольшую коробочку, баночку, флакон.
  5. Построить башню из кубиков.
  6. Подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч, мячик для пинг-понга.
  7. Вырезать фигурный рисунок по контуру.
  8. Развязывать узелки на шнуре.
  9. Выложить из букв слово.
  10. Собрать пирамиду из колец.
  11. Разобрать конструктор.
  12. Собрать матрешку.
  13. Опустить фигуры в коробочку, в крышке которой сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям геометрических фигур.
  14. Разложить карточки с изображением предметов по группам.
  15. Обвести контур заданного предмета (линии более ровные, нет разорванных линий, карандаш ребенок держит правильно, удобно).

Усложнённые задания:

  1. Выложить буквы из зерен (горох, пшеница, рис).
  2. Выложить букву из шнурка (тесьмы).
  3. Упражнение «Золушка» (перебрать смесь из круп, разобрать по видам).

Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса.

В учебно-образовательном процессе подача материала в основном носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием (у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке.

Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.

Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна - они лучше запомнят яркий образ. Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...