Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                     

 Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.  

Основной «пусковой» момент появления речи - общение. Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге - взрослый. Необходимо «провоцировать» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощрять речевую реакцию ребёнка надо в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. Критерий правильного ответа - понимание ситуации.

Я уже отмечала, речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребёнок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, да и в другие режимные моменты играем в игры, способствующие расширению словарного запаса детей.

На занятиях по аппликации, рисованию, конструированию необходимо использовать приём комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребёнком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы, а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому.

 Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.

 Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

 - Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.

- У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

- Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

- Очень часто педагоги требуют от ребёнка только «полных» ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми.

А также родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.

Выделены  факторы успешного речевого развития детей, которые являются своеобразной памяткой для родителей:

- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

- Создавать условия для общения с другими детьми.

- Речь взрослого - пример для подражания.

- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

- Совместные игры взрослого и ребёнка.

- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему»

Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

Слайд 2

игровой. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности : общения , познания, познавательно-исследовательской и даже

Слайд 3

21 век - век компьютерных технологий.

Слайд 4

формирование речи ребенка происходит в постоянном общении с взрослыми

Слайд 5

- Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. - У детей не формируется умение слушать других. - Педагоги повторяют детские ответы, дети говорят не четко - Очень часто педагоги требуют от ребёнка только «полных» ответов педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

Слайд 6

Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения. - Создавать условия для общения с другими детьми. - Речь взрослого - пример для подражания. - Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи. - Совместные игры взрослого и ребёнка. - Чтение художественной литературы, разучивание стихов. - Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему»

Слайд 8

факторы успешного речевого развития детей Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения. - Создавать условия для общения с другими детьми. - Речь взрослого - пример для подражания. - Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи. - Совместные игры взрослого и ребёнка. - Чтение художественной литературы, разучивание стихов. - Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему»

Слайд 9

взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время ра...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе по речевому развитию дошкольников с ОВЗ возможно лишь при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса и в совместном решен...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им.Г. Гегель....

Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста .

Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста ....