Неправильный прикус у детей.
консультация

Авдеева Оксана Евгеньевна

Рекомендации родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СВЯЗЬ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРИКУСА И ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи - проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко является дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков. Стандартная пластинка чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется “немного покоя”. Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что эти привычки могут привести к серьёзным нарушениям, и только в этом случае лечение будет успешным. Применяемые для профилактики миофункциональных нарушений стандартные вестибулярные пластинки выпускаются с красным кольцом - для детей 3-5 лет, т.е. в молочном прикусе и с синим - для сменного прикуса (у детей 6-7 лет). Если у малыша формируется глубокий прикус, если его нижняя челюсть отстаёт в развитии, а привычка сосания пальца или закусывания нижней губы формирует дистальный прикус, вместо стандартной пластинки рекомендуется использовать пластинку с козырьком. В таких случаях использование стандартной пластинки противопоказано. Козырек закусывается нижними зубами - так пластинка не опрокидывается, и ребенку легче удерживать её во рту. Нижняя челюсть ребенка при этом выдвигается вперед, что активно стимулирует ее горизонтальный рост. При этом у ребёнка происходит тренировка круговой мышцы рта и эффективно восстанавливается тонус жевательных мышц. Пластинки с козырьком, как и стандартные, выпускаются двух видов: жёсткие и эластичные. Жёсткая пластинка обычно назначается при выраженной протрузии верхних резцов. Использование эластичной пластинки особенно рекомендовано в тех случаях, когда у ребёнка ослаблена круговая мышца рта, и необходимо нормализовать носовое дыхание – для удержания мягкой пластинки во рту требуются более активные мышечные усилия. Если нет полной непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием вестибулярной пластинки (у детей 3- 5 лет) или миофункционального тренера (в 6 - 12 лет). Затем ребенок надевает пластинку и делает еще 15 вдохов и выдохов носом. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц трейнер или пластинка носится уже два часа в день и всю ночь. Процесс трудоемкий, но результат его эффективен. У детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание по этой методике восстанавливается даже без оперативного вмешательства. При регулярной дыхательной гимнастике с использованием тренера или пластинки носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3 ,2 месяца у 87% детей 3-6 лет и за 3,1 месяца у 83% детей 6-12 лет. В контрольной группе детей, занимающихся только дыхательными упражнениями (без применения каких-либо аппаратов) дыхание восстановилось через 6 месяцев только у 32% детей от 3-х до 6 лет, и у 12% детей в возрасте от 6 до12 лет. У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами. Пластинка с заслонкой для языка уберет непослушный язык подальше от зубов и поможет нормализовать прикус. Конечно, можно попробовать увлечь ребенка миогимнастикой для языка, например, ежедневно проводить с ребенком такую зарядку для языка: кончик языка расположить в передней части твердого неба (не давя на зубы) и передвигать его по нёбу вперед назад. Выполнять его следует не менее 5 раз в день по 3-5 минут. Важно, что успех проведения подобных упражнений, зависит от добросовестности выполнения их маленьким пациентом, но, к сожалению, у многих родителей просто не хватает времени для регулярных занятий с ребенком. Однако и в этом помощь логопеда-миотерапевта будет незаменима, тем боле, что занятия миогимнастикой и артикуляционными упражнениями можно комбинировать и совмещать в один визит к логопеду.

C:\Users\Admin\Desktop\image (3).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать о неправильном прикусе.

Информация для родителей....

Консультация для родителей "Неправильный прикус"

Чем опасен неправильный прикус, виды, последствия к которым может привести неправильный прикус, почему необходимо его исправлять у дошкольников....

Консультация "Виды неправильного прикуса"

В практике логопедической работы специалисты часто встречаются с речевыми нарушениями, которые появились в результате разнообразных аномалий прикуса. В этой статье мы поговорим о том, что такое прикус...

Связь неправильного прикуса и дефектов произношения у детей дошкольного возраста.

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь....

" Неправильный прикус и произношение звуков"

Может ли быть неправильный прикус причиной нарушения произношения звуков? Выраженные отклонения от нормы в строении челюстей не позволяют ребёнку правильно произнести некоторые звуки....

Влияние неправильного прикуса на речь и пути решения проблемы

Многие знают, нередко по собственному опыту, что прикус, отсутствие или аномалии отдельных зубов влияют на дикцию. Больше всего прикус влияет на звучание шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (ц, с, ...

Произношение звуков и неправильный прикус

Может ли быть неправильный прикус причиной нарушения произношения звуков? Выраженные отклонения от нормы в строении челюстей не позволяют ребёнку правильно произнести некоторые звуки....