консультация для педагогов "Речевые игры для детей 5-7 лет"
консультация по развитию речи

Муллагулова Лариса Шахабджановна

Игры помогут в обогащении словарного запаса, формировании грамматического строя речи, развивают внимание и память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_5-7_let.docx173.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Речевые игры для детей 4-6 лет.

Подготовила: учитель-логопед

Муллагулова Л.Ш.

2016г.

Дни недели

 Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».

 Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).

 Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».

 Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).

Слушайте слова

 Выберите три слова,наиболее часто встречающиеся в рассказе, сказке. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Читайте рассказ или сказку и попросите, чтобы дети внимательно, и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали (хлопали, топали, приседали, махали правой рукой и т.д.).

 Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова.

Если я…

 Начните предложение со слов «Если я...». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

♦ Если я полью цветы...

♦ Если я соберу свои игрушки...

♦ Если я выйду летом в пальто...

♦ Если я лягу спать в одежде...

♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой...

 Затем можно продумать ответы на эти же ситуации, но с частицей «НЕ».

Яблочная эстафета

Инвентарь: яблоко (можно картинку, муляж)

Игрокипередаютяблоко и называют эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).

 Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.

Можно использовать разные предметы.

Угадай сказку

 Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:

♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).

♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

 Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.

Часть и целое

Инвентарь: мяч

Вариант 1

 Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.

 Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Вариант 2

 Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и заканчивает слово. Например: ра-дость,ра-кета,ра-дио, ма-шина, ма-кароныи т. д.

Кто больше?

 Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

 Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

Говори наоборот

Инвентарь: мяч.

Выучите с детьми стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — «храбрец».

Теперь скажу «начало»,

А ты скажи — «конец».

 Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:

♦ веселый — грустный

♦ быстрый — медленный

♦ красивый — безобразный

♦ пустой — полный

♦ худой — толстый

♦ умный — глупый

♦ трудолюбивый — ленивый

♦ тяжелый — легкий

♦ белый — черный

♦ твердый — мягкий

♦ шершавый — гладкий и т. д.

Посчитай до 10

Взрослый предлагает ребенку посчитать, например слово огурец до 10. Огурец: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов и так до 10. Так можно посчитать любые предметы.

Что лишнее?

Взрослый называет предметы, ребенок определяет, что лишнее и объясняет почему.

- Помидор, капуста, огурец, яблоко.

- Чашка, кастрюля, сковородка, кровать.

- Кошка, собака, корова, медведь.

- Лед, метель, снег, жара.

- Велосипед, лыжи, санки, коньки.

- Печенье, торт, вафли, ложка.

Что это значит?

Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленнаяне испортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Ищи

Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов (красные карандаши, красная машинка, красный мяч и т. д.).

Исправь ошибку

Учить детей понимать смысл предложения.

Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч. И т.д.

Придумай другое слово

Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы - …(клюквенный кисель).

Суп из овощей - …(овощной суп).

Пюре из картофеля -  …(картофельное пюре). И т.д.

Назови ласково

Послушайте, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Речевая агрессия у детей"

Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и ...

Консультация для педагогов «Речевая агрессия у детей»

Консультация для педагогов«Речевая агрессия у детей»...

Консультация для педагогов "Речевая агрессия у детей"

Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и ...

Консультация для педагогов "Речевая агрессия у детей"

Каждый из нас задаётся вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особо ужасае...

Практикум для педагогов . РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (для воспитателей младших групп)

Практикум для педагогов РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (для воспитателей младших групп)...

Консультация для педагогов "Речевые игры на музыкальных занятиях"

Речевые игры со звучащими жестами Солнышко Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки) Выгляни в окошко. Твои детки плачут, (Притопы) По камушкам скачут. (Легкие прыжки с хлопками)...