Характеристика основных нарушений речи
консультация
В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. Данная характеристика поможет родителям познакомиться с основными нарушениями речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_osnovnyh_narusheniy_rechi.doc | 102.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика основных речевых нарушений
у детей дошкольного возраста
Акт речи – это результат одновременной работы нескольких взаимосвязанных систем органов, в работе которых принимают участие различные отделы коры больших полушарий головного мозга. Поэтому и подход к лечению данного заболевания должен быть обоснованным и строго индивидуальным для каждого пациента.
Основными причинами нарушений речи у детей являются патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, нарушения речевого аппарата, поражение органов слуха, а также общее отставание в психическом развитии ребенка.
Основными видами нарушений речи являются: дислалия (косноязычие).
До определённого возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребёнку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребёнок скажет вместо «шапка» — «сапка», не «рак», а «лак».
Ринолалия -это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребёнок говорит «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи. Такого ребёнка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.
Дизартрия. Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает ещё одно речевое нарушение — дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объём движений органов речи ограничены. Например, ребёнку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону. Такому ребёнку трудно сделать элементарное: надуть щёки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая мелодика речи. Но необходимо знать, что это — не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребёнка лечат комплексно.
Алалия. Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребёнок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов. С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. Причём происходят подобные нарушения ещё во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Алалию делят на сенсорную (когда ребёнок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребёнок понимает обращённую к нему речь, но не может ею овладеть).
Задержка речевого развития (ЗРР). Этот диагноз обычно ставят детям
раннего возраста. При ЗРР ребёнок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР — неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребёнка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
Заикание (логоневроз). Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания. Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, даёт о себе знать.
Дисграфия и дислексия. Если у ребёнка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.
Исходя из того, что нарушения речи — это нарушение работы нескольких сложных механизмов, лечение должно быть комплексным и разноплановым.
Так при расстройствах легкой степени бывает достаточно только логопедической коррекции, но при более тяжелых состояниях необходимо применение медикаментозных средств, физиотерапевтического лечения, лечебной физкультуры, но чаще всего залогом успеха является сочетание всех видов лечения, консультаций и контроля смежных специалистов (ортопеда, окулиста, ЛОР- врача).
По мнению ведущих ученых нейрофизиологов, наиболее эффективными методами физиотерапевтического лечения данного вида патологии являются методы транскраниальной внутритканевой стимуляции, успешно применяемый на базе клиники лечения боли «Вектор-Н». В основе методики лежит воздействие на головной мозг токами определённых качеств и параметров, активизирующих слабо функционирующие структуры мозга, обеспечивающие нормальную речь и как следствие формирующие общее развитие ребёнка. С 5-6 лет для лечения ряда заболеваний и повреждений нервной системы показана внутритканевая электростимуляция по Герасимовут(ВТЭС). Несмотря на то, что современная медицина достигла значительных успехов в лечении данной патологии, неоценимую помощь в лечении маленьких пациентов должны оказывать и родители малыша.
Огромный опыт отечественной и зарубежной медицины позволяет дать несколько наиболее ценных советов для самых близких людей наших пациентов – родителей: Если ваш дошколёнок коверкает слова или демонстрирует явные речевые дефекты, не акцентируйте на этом внимания и ни в коем случае не заставляйте ребёнка твердить слова до тех пор, пока он не скажет правильно. Лучше в контексте четко и громко произнесите искажённое слово, чтобы оно отложилось в памяти малыша. Не ругайте за промахи, лучше хвалите за удачи. Пойте детские песни, читайте книги, декламируйте стихотворения, рассказывайте сказки. Занимайтесь активными физическими упражнениями — развитие координации движений предваряет речевое развитие. Если у вашего ребёнка сильно проявляются нарушения — не откладывайте визит к врачу. Он сможет подсказать, существует ли реальная угроза или всё-таки ребёнок это «перерастёт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика нарушений речи
В данной статье содержится информация об этиологии, патогенезе, формах, прогнозе течения таких речевых нарушений как дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислалия....
Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истоща...
Лингвистическая характеристика нарушений речи
Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, двигательного анализаторов....
Краткая характеристика основных речевых нарушений
Краткая характеристика основных речевых нарушений.Содержание:Этапы развития речиСтроение речевого аппаратаОсновные виды речевых нарушений...
Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....
Клиническая характеристика нарушений речи
Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга)и патологического (болезненн...
Характеристика основных нарушений произношения звуков.
Формы нарушения звуков1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употреб...