Роль сказкотерапии в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Значение сказкотерапии в жизни малышей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazkoterapii_v_vospitanii_i_razvitii_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 77.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказкотерапии в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста
Сегодня мы с вами поговорим о воспитании сказкой. На сегодняшний день это самый успешный метод психологической терапии у маленьких детей. Психологи чаще практикуют такое понятие, как сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок можно прочитать в книгах или найти в Интернете, а затем придумывать собственные, используя принятый алгоритм и ориентируясь на конкретные нужды вашего ребенка.
1. Зачем нужны сказки
Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов, которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки, знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях.
Сказки могут нести такой посыл:
- Познавательный (знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами);
- Воспитательный (понятия о добре и зле);
- Терапевтический (корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей).
С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи.
2. Виды сказок
Детская сказкотерапия направлена на такие действия:
- Учит детей различать добро и зло;
- Учит хорошим качествам, воспитывает;
- Исправляет изъяны в поведении;
- Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;
- Способствует доверию между детьми и родителями;
- Развивает фантазию ребенка.
Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию. Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить. Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае.
Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии:
- Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком);
- Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка).
Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления. Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях.
Важно контролировать увлечение ребенка сказками, который любит их читать сам, чтобы в старшем школьном возрасте у него не смешались понятия о сказочной и реальной жизни. Касательно дошкольников, им это еще не грозит, так как понятие о реальности у них как раз берется еще из примеров в сказках. Не нужно лишать ребенка «чуда сказки», запрещая с детства верить в волшебство, Деда Мороза или эльфов. Пусть ребенок насладится детством, слушает волшебные сказки, из которых также черпает знания о мире и добре. Чересчур «реалистичные» рассказы, лишенные чуда и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного и доброго.
3. Примеры сказкотерапии для родителей и их детей
Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно чаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудио формате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.
Сказки бывают:
- Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
- Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
- Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);
- Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).
Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница», а также придумывать свои собственные.
Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные сказки.
Аудио сказки современных авторов для сказкотерапии можно найти в Интернете. Печатные издания сказок для терапии можно найти у авторов издательства Речь, Эксмо-пресс, Златоуст и т.д.
Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка).
4. Алгоритм сказкотерапии
- Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
- Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
- Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
- Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
- Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
- Придумать положительный финал.
- Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.
Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:
- Как нужно помогать старшим;
- Вежливые слова;
- Правила поведения;
- Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.
Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.
Основные правила сказкотерапии:
Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, к примеру, в детском саду, морально подготавливая его. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.
Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку, перед тем как он ложится спать: днём или вечером.
Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «когда-то, где-то, далеко-далеко», «давным-давно, в одном королевстве..». Это поможет ему представить место, где происходят события. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, одеть ребёнку разноцветную пижаму..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.
Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...
ГБОУ города Москвы "Школа № 2083".В Дошкольной Образовательной Площадке "Сказка"прошло методическое объединение для воспитателей младших и средних групп по теме «Роль игры в успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста».
В «Сказке» прошло методическое объединение для воспитателей младших и средних групп....
Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Донести до родителей значение и важность театрализованной деятельности для детей....
"Роль семьи в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста"
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью.Гиперактивность детей характеризуется тем, что они чрезвыча...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....