ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.
учебно-методический материал
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
Большинство авторов формулируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Тем не менее все они сходятся во мнении, что эмоции — это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Но вызывать чувства и эмоции может лишь то, что непосредственно связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у детей – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.
Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками.
Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_emotsii_i_chuvstva.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тверская область п.г.т. Кесова Гора МБДОУ Детский сад № 1
подготовила воспитатель: В.С. Сомова
ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.
Человек живет и действует в реальной действительности. Он познает окружающий мир, природу, людей, их социальные отношения в процессе деятельности, труда, общения с другими людьми, то есть в процессе жизни, у человека складываются определенные отношения с обществом, с группами людей, с отдельными людьми. Реальный мир во всем его разнообразии отражается в сознании индивидуальной человечности.
Но человек не пассивно, автоматически отображает окружающую действительность, активно воздействуя на внешнюю среду и познавая его, человек одновременно субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира. Эта сфера психики, которая связана с переживанием человеком своего отношения, называется эмоциональной сферой, сферой эмоций и чувств.
К эмоциональной сферы принадлежат многочисленные состояния, переживания; радость, волнение, уважение, горе, восхищение.
Знание человеческих эмоций и форм их проявления необходимо педагогу и воспитателю, военном и тренеру спортивной команды. Чуткое отношение к настроению окружающих людей - свидетельство высокой культуры поведения.
Чувство связаны со всеми сферами нашей психики:
- с ощущения и восприятия (нам нравятся определенные цвета, формы, запахи, которые вызывают у нас положительные эмоции);
- с памятью (воспроизводя те или иные сообщения, мы якобы заново переживаем эмоции, сопровождающие, кроме того, эмоциональную окраску сообщения влияет на эффективность его запоминания я);
- с воображением, с представлениями о будущем (нас охватывает ужас, когда мы представляем, какую угрозу для мира несет ядерная бомба, терроризм и т.д.).
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому это определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей.
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова чути; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чутивстречается во многих славянских языках (например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.
Слово чувство того же корня, что и слово чуять.
Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.
Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.
Чувствами называют процессы внутренней регуляции
деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания.
Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно
бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению ко многим объектам носят противоречивый (амбивалентный) характер.
Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты.
Как эмоциональные процессы, чувства развиваются и, хотя и имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.
Характеристики эмоций и чувств.
Эмоции | Чувство |
характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. | характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными. |
могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. Интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. | могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека. |
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие). | В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение). |
бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены работы Пола Экмана. | Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов. |
Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности. Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания объекта, который вызывал их, понимания их жизненного значения, например переживание удовольствия при восприятии музыки, пейзажа.
Чувство — это специфические человеческие, обобщены переживания отношения к человеческим потребностям, удовольствию или неудовлетворение которых вызывает позитивные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или грусть, гнев, стыд и тому подобное.
Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями.
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетичные, познавательные, не какие свойственные животному. Животные эмоции остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственное лишь человеку.
Эмоции и чувства являют собой сложную реакцию организма, в которой принимают участие почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной.
Слишком сильные эмоции, независимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.
С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями).
Согласно с І.П. Павловым, одним из физиологичных фундаментов чувств есть динамические стереотипы, то есть образованы при жизни системы временных нервных связей. Здесь возникают чувства тяжести и легкости, бодрости и уставшей, удовольствия и неприятности, радости, торжества и отчаяния и тому подобное.
В возникновении и ходу чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает восхищение, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, которые вызываются поэтическими произведениями. Осознавая ситуацию, которая вызывает определенные чувства, и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, сдерживать, регулировать их, но внешнее выражение эмоций, внутреннее эмоциональное и чувственный состояние при этом сохраняются.
Внутренние переживания бывают астеническими или стенические, т.е. проявляются в угнетении или возбуждении
Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с усвоением ребенком вещание, экспрессивное выражение эмоцийи чувства приобретает разнообразных оттенков.
Однако воспитание выдержки у детей положительно сказывается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе
С овладением экспрессивными средствами передачи эмоций и чувств формируется способность воспринимать и понимать различные формы и оттенки выявления переживаний, умение их распознавать
Вместе с тем развивается умение использовать их с целью воздействовать на других. Эта способность нужна артисту, а особенно педагогу, который, распознав благодаря наблюдательности внутренние состояния и переживаний ученика, может управлять ими с целью воспитания, влиять на других собственными экспрессивно выявленными чувствами.
Зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживаниям эмоции и чувства могут быть выражены по-разному Чувство страха, например, может вызвать или астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стенические. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.
Формы и интенсивность проявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры личности, традиций и обычаев это особенно сказывается на выявлении их посредством внешних средств - мимических и пантомимических выразительных движений, внутреннее проявление (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.
Психологическая функция чувств: эмоциональное переживание отношения субъекта к объективной действительности.
Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.
Часто среди чувств выделяют страсть — сильное чувство, захватывающее человека глубоко и надолго.
Недавно философы Альберт Невен и Лука Барлассина из Рурского университета в Бохуме (Германия) изложили новую философско-психологическую концепцию эмоций, опубликовав статью в журнале PhilosophyandPhenomenologicalResearch. Согласно новой теории, эмоции являются комбинацией телесных ощущений и нашего представления о конкретном объекте. Так, встретив бультерьера, мы вспоминаем все негативное, что нам известно о представителях этой породы, или вспоминаем нашу встречу с другой собакой, закончившуюся неприятными последствиями. То есть появление собаки придает процессу эмоциональную окраску, и мы испытываем страх в совокупности с соответствующими физическими реакциями: дрожь, сердцебиение, повышенное потоотделение и прочее.
Эта же теория объясняет феномен, когда эмоции направлены на отсутствующий объект. Скажем, прохожий идет по улице и ему на голову кто-то выплескивает помои. Он поднимает голову, видит в окне женщину и тут же разражается бранью в ее адрес, хотя у него нет прямых доказательств того, что помои выплеснула именно она… А как часто мы вымещаем свое дурное настроение на близких? К примеру, нас «достало» начальство или коллеги на работе, а мы, придя домой, начинаем придираться к супругу и детям, так как высказать свое «фи» шефу или сослуживцам по тем или причинам позволить себе не можем… В общем, эмоция есть, а на какой объект ее направить — это уже дело десятое.
Люди также склонны определенным образом реагировать на различных фантастических персонажей типа пришельцев, вампиров или призраков. Даже если человек никогда не сталкивался с подобными сущностями, он может предполагать, что при встрече с ними «следует» испытывать ужас или же впадать в остолбенение. У специалистов по паранормальным явлениям есть даже термин «контактный ступор». Столкнувшись с чем-то необычным, контактер впадает в некое подобие временного паралича: конечности перестают двигаться, а язык не в состоянии вымолвить ни слова… Иногда это состояние проходит в процессе контакта, а иногда — только после него.
Правда, не совсем понятно, с чем это связано — является ли данный феномен индивидуальной естественной реакцией на соприкосновение с объектом, который человек относит к сфере «сверхъестественного», или же это результат «потустороннего» воздействия. Кстати, похожая, но более слабая по интенсивности реакция может возникать у склонных к впечатлительности людей во время просмотра фильмов ужасов, где фигурируют данные существа.
Одним словом, важен не столько сам объект эмоций, сколько наши представления о нем. Так, мы можем испытывать симпатию к человеку только потому, что он привлекателен внешне, хотя мы совсем его не знаем, и чувствовать отторжение по отношению к тому, кто уродлив или же о ком нам заранее известно что-то плохое. А реакции нашего тела уже вторичны.
Еще дин пример, человек не мог скрыть радостной улыбки в ответ на что-то или кинулся оттолкнуть ребенка с проезжей части, дал пощечину «подлецу». Эти эмоции отвечают условиям существования человека в обществе. Регулятивная функция отвечает за баланс организма. Избыток чувств может выразиться в плаче, крике – таким образом снимается напряжение. Поплакал, и стало легче. Отсюда советы близких людей в моменты, когда человеку нелегко: «а ты поплачь». Отражательная функция носит оборонительный характер. Эмоции позволяют человеку на подсознательном уровне сконцентрироваться и избежать опасности: вовремя отдернуть руку или отклониться. Побудительная функция (что видно из названия) подталкивает и определяет направление действия. Человек чувствует, что что-то надо сделать – наверное, отсюда родилось понятие о «внутреннем голосе». Подкрепляющая функция заключается в том, что сильные эмоции закрепляются в памяти и перерастают в чувство или вызывают желание добиться чего-то определенного. Переключательная функция позволяет расставить акценты и взять верх определенным эмоциям. Классический пример – преодоление чувства страха. Основа существования человека разумного,чувства и эмоции – это основа жизни. Они отвечают непосредственно за физическое существование организма, за право и возможность называться человеком. Несомненно, что чувства обогащают жизнь человека, наполняют ее смыслом, продляют, наконец. Есть такое понятие – жить во благо кого-то (или поставить на ноги внуков, или закончить начатое дело). Часто такие чувства заставляют человека жить, несмотря на недомогания, преодолевая болезнь. Эмоции и чувства стимулируют иобуславливают умственную деятельность человека. Одним словом – сама жизнь без них невозможна.
Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме,
я как воспитатель для дальнейшей работы с детьми подметила важные выводы из изученной темы.
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
Большинство авторов формулируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Тем не менее все они сходятся во мнении, что эмоции — это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Но вызывать чувства и эмоции может лишь то, что непосредственно связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у детей – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.
Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками.
Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие базовых эмоций и чувств у детей дошкольного возраста"
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогают человеку глубже понимать происходящее, лучше разбираться в собственных чувствах. В данной статье приводятся прим...
презентация на тему Эмоции и чувства
это познавательный материал для родителей,дающий возможность получить полную формалировку таких понятий как эмоции чувства детей...
Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде...
Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...
Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...
Конспект занятия. Эмоции и чувства героев сказки «Курочка – Ряба».
Цель:Развитие понимания себя и других, снятие барьеров в общении.Задачи: Развивающие:Развитие психических процессов (памяти, лог...
Всё об эмоциях и чувствах.
В нашей группе проходил проект "Спеши творить добро", в ходе которого дети каждый день изучали что-то новое (каждый день был посвящён какой-то теме: доброта и доброжелательность, взаимопомощь, эмоции,...