Ребенок заикается. Как ему помочь?
статья

Авакян Зинаида Емельяновна

В статье рассматривается вопрос психолого-педагогической поддержки и помощи детям с заиканием, а так же причины возникнования заикания у детей и даются рекоменации педагогам и родителям по взаимодействию с заикающимися детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_pri_zaikanii.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание - тяжелое нарушение речи

Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Причины заикания

К ним относится большой ряд неблагоприятных факторов: бурное и ускоренное развитие речи, физическая истощенность ребенка, недостаточность развития общей моторики, неблагоприятный психологический и эмоциональный климат в окружении ребенка .

Еще есть причины непосредственно вызывающие или провоцирующие возникновение заикания. Эти причины подразделяются на две группы: физиологические и психосоциальные.

К физиологическим причинам можно отнести общее недоразвитие речи, последствия перинатальной патологии нервной системы, длительные и хронические заболевания ребенка, черепно-мозговые травмы разной степени тяжести, интоксикации и др.

К психосоциальным причинам относят: стрессы, психические травмы, полученные ребенком, переучивание ребенка-левши на использование только правой руки, подражание заикающимся из близкого окружения (родители, другие члены семьи, друзья и знакомые), перегрузка речевым материалом, ускоренные темпы речи окружающих ребенка взрослых и др.

Заикание, в зависимости от причин, вызывающих этот тяжелый речевой дефект, бывает невротическим, неврозоподобным или органическим. Внешние проявления заикания очень похожие, но причины у трех видов заикания разные и подходы к устранению разных видов заикания тоже будут разными.

Невротическое заикание у детей возникает бурно, стремительно, на фоне повышенной эмоциональности ребенка и раннего развития речи, опережающего возрастные нормы.

У такого ребенка очень быстро накапливается словарь, формируется грамматический строй речи, проявляется повышенная речевая активность, хорошая слуховая память, быстрое запоминание стихотворений. В трехлетнем возрасте у детей происходит развитие координационной системы речевых движений. В это же время начинает формироваться и вербальное мышление. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью.

Нарушение темпо-ритмической организации речи может быть обусловлено эмоциональным и двигательным перевозбуждением. Риск развития заикания у возбудимого ребенка с хорошим речевым развитием гораздо выше, чем у спокойного и медлительного ребенка. Заикание у детей может возникнуть и в результате очень строгого воспитания, повышенных требований к ребенку, больших речевых нагрузках, не соответствующих возрасту ребенка.

Рекомендации по работе с заикающимися детьми.

Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные

образцы речи. Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок.

Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки, наоборот, следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе. Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику.

Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопиться, подумать и дать ответ.

Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь, подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом.

Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса.

Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной, нужно растягивать произношение первых гласных в предложении и связывать все слова предложения между собой.

Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса.

Большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и др. Заикающимся, у которых нарушается речевая коммуникация, важно дать дополнительные средства выразительности речи.

Чтобы успешнее проводилась коррекцион-ная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.

Советы для педагогов и родителей

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует говорить, что он «заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы.

Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание.

Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его

голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и др.

Второй блок посвящен коррекционно-педа-гогическому воздействию. В этом воздействии принимают участие все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и регулярными должны быть логоритмические занятия. Все педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка - соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ?"

Информация для родителей, у детей которых начинают появляться запинки в речи....

Если ребенок заикается

Что делать с заикающимся ребенком? В какие игры играть с ним? Как помочь?...

Консультация "Если ребенок заикается".

Консультация для родителей....

Если ребенок заикается

в статье расматривается вопрос помощи зикающемуся ребенку...

Если ребенок заикается

Консультация для родителей о причинах возникновения заикания у детей и о методах по преодолению данного дефекта речи....

Если ваш ребенок заикается. Советы логопеды.

Практические советы логопеда родителям и родственникам заикающегося ребенка, которые полезно соблюдать....