Консультация "Если ребенок заикается".
консультация (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультацию по материалам книги Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В. «От первого слова до первого класса» подготовила учитель-логопед Богданова Н.Ю.
- ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ
«Недавно знакомая привела ко мне своего четырехлетнего сына и, с трудом сдерживая слезы, сообщила, что малыш начал заикаться. Ребенок стоял рядом, испуганно смотрел на мать, сознавая, что произошло что-то ужасное, и не мог произнести ни слова ...» - пишет автор книги Елена Евгеньевна Шевцова, логопед Центра патологии речи.
Как часто специалистам приходится быть свидетелями таких сцен. Молодые родители, заметив запинку малыша, впадают в отчаяние, превращают это в настоящую трагедию. Тем самым они преждевременно привлекают внимание ребенка к речевому нарушению, что, в свою очередь, не только усугубляет заикание, но и способствует невротическому развитию личности.
К сожалению, иногда приходится сталкиваться и с другой крайностью, когда родители с полным безразличием относятся к появлению заикания у детей.
Заикание - одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3-5-ти лет, когда малыш начинается усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной системы, инфекционного заболевания, психической травмы (испуг), эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов речевого аппарата. Это связано с нарушением слаженной работы полушарий головного мозга. Феномен заикания состоит в том, что вне речи судорог, как правило, не наблюдается.
Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. В некоторых случаях дети начинают тянуть гласный в начале слова, или с трудом «выталкивают» первый звук или слог. Чаще встречается многократное повторение первого слога или слова (ма - ма - ма - шина ...).
В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Но только на начальном этапе заикание - это судорожное расстройство ритма и плавности речи. Если родители вовремя не обратили внимание на заикание, и не приняли меры для его преодоления, считая, что оно пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребенок достаточно фиксирован на речи, появляется страх перед речевым общением.
Дальше - больше ... В школе однокашники не скупятся на прозвища. Не всегда хватает такта и терпения учителям: до конца не выслушивают, просят отвечать письменно. В подростковом возрасте ребенок старается определить свое место в мире, все больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников. Он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным, возрастает страх перед речевыми ситуациями, так как они особенно значимы для него. Меняется мотивация общения, и подросток БОЛЕЗНЕННО фиксируется на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию - речевой невроз, или ЛОГОНЕВРОЗ, который усугубляется патологическим страхом речи. Очень важно родителям своевременно помочь ребенку и предотвратить развитие заболевания.
Если Вы заметили заикание у ребенка, необходимо обратиться к невропатологу или логопеду в поликлинику по месту жительства. Одновременно родители должны организовать малышу щадящий режим, то есть ограничить до минимума речевое общение. На некоторое время перейти на общение с помощью жестов и рисунков, а также на шепотную речь и пение. Из жизни ребенка желательно по возможности исключить чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки, например, занятия спортом. Следует ограничить просмотр телепередач, особенно в вечернее время, заменить их прослушиванием музыки или просмотром диафильмов. Перед сном желательно читать тихим убаюкивающим голосом хорошо знакомые и любимые сказки. Родные и близкие должны как можно больше в этот период давать детям душевного тепла и ласки. Надо постараться исключить из жизни детей как сильные отрицательные, так и положительные эмоции, сделать так, чтобы один день жизни ребенка мало чем отличался от другого: в одно и то же время он должен гулять, есть, спать, играть и т.д. Желательно, чтобы его окружали только самые близкие люди. Необходимо ограничить общение даже со сверстниками.
После режима молчания (3-5 дней) можно осторожно перейти к использованию шепотной речи, представляя это как игру. Например, заболела любимая игрушка, и все члены семьи поэтому говорят шепотом. Через несколько дней следует начать петь. Лучше, если в этот период с ребенком будет заниматься пением профессиональный преподаватель музыки, так как пение помогает организовать правильное речевое дыхание, а также снижает голосовые судороги. Желательно начинать занятия с различных распевочек на гласных звуках, с постепенным включением сонорных и носовых согласных (р, м, н). В домашних условиях можно поставить оперу-экспромт, в которой участвуют все члены семьи.
Переход к привычной речевой деятельности должен осуществляться постепенно. Особое значение в этот период приобретает речь родителей, которая должна быть спокойной, четкой, благозвучной, хорошо интонированной, лаконичной. Полезно использовать сопряженную форму речи, когда ребенок говорит вместе с ними («Мы сегодня лепили снежную бабу!»), или отраженную, когда ребенок повторяет за мамой: «Какой вкусный обед!». Либо общаться в вопросно-ответной форме с ребенком, когда ответ повторяет вопрос, только в утвердительной форме: «Ты будешь играть?» - «Я буду играть».
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп. Регулирование ритма речи - необходимая составная большинства методов восстановления речи заикающихся. Спокойный замедленный темп улучшает ритм речи, а также позволяет контролировать речь, что, в свою очередь, способствует согласованной работе органов дыхания, голосоведения, речевой артикуляции, тем самым уменьшая число запинок.
Для улучшения речевого самоконтроля и замедления темпа ребенку можно предложить поиграть в сказочного принца, принцессу или волшебницу, которые говорят медленно, выразительно, красивым сказочным загадочным голосом. Добиться этого ребенку поможет речь с дирижированием на каждый гласный звук.
Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные упражнения на согласование, речи с движением, то есть чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движением рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:
У – РО – НИ – ЛИ – МИ – ШКУ – НА - ПОЛ
0 – ТОР – ВА – ЛИ – МИ – ШКЕ – ЛА - ПУ
Или шагает на месте, скандируя:
НЕТ, - НА – ПРА – СНО – МЫ – РЕ – ШИ - ЛИ
ПРО – КА – ТИТЬ – КО – ТА – В – МА – ШИ - НЕ ...
Или, дирижируя:
И - ДЕТ – БЫ - ЧОК, - КА – ЧА - ЕТ - СЯ, ВЗДЫ – ХА – ЕТ – НА – ХО - ДУ ...
Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает эти стихи в детском театре на сцене перед большим залом и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
Следствием заикания является мышечное напряжение.
Родителям следует обучиться элементарным приемам по преодолению напряжения речевой мускулатуры у детей. Для этого можно использовать артикуляционный массаж, с помощью которого повышается работоспособность мышц и достигается расслабление речевой мускулатуры. У ребенка возникают субъективные положительные ощущения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла, сонливости. Поэтому артикуляционный массаж лучше проводить перед дневным или ночным сном.
Голова ребенка находится на коленях у мамы. Руки мамы должны быть чистыми, теплыми. Чтобы не травмировать нежную кожу малыша, руки лучше обработать детским кремом. Массаж можно проводить под тихую мелодичную музыку, лучше фортепьянную.
Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса, а уже затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими и должны совпадать с музыкальным сопровождением.
Поверхностное поглаживание - мягкий, щадящий прием. Мышцы ладони массажиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения повышенного тонуса мышц речевой мускулатуры, снижает возбудимость нервной системы.
Глубокое поглаживание - более интенсивный прием.
Растирание - выполняется с легким применением значительной силы давления на массируемую область. Значительное усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях.
Прерывистая вибрация или поколачивание - оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное поколачивание или «стаккато» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость.
Плотное прижимание - улучшает кровообращение, обменные процессы.
Напомним, что каждый массаж завершает поглаживание.
К сожалению, легкого излечения от заикания не бывает. Это серьезный лечебно-педагогический процесс. Некоторые родители надеются на «чудо», поэтому часто обращаются за помощью к малоквалифицированным или не имеющим специальной подготовки лицам, усвоившим только несколько простых приемов помощи. Только комплексный курс лечения, требующий участия логопеда, невропатолога, физиотерапевта, логоритмиста после длительной кропотливой работы при активном участии родителей может дать положительный результат.
В заключение необходимо дать некоторые советы (рекомендации) родителям, как воспитать спокойного, уравновешенного ребенка.
- Не готовьте малыша к предстоящим событиям. Даже ожидание приятного создает напряжение.
- Постарайтесь удержать от речи ребенка, когда он плачет, особенно рыдает. Всхлипывание приводит к повторению слогов и слов, а после плача малыш еще долго напряженно, судорожно вдыхает, поэтому необходимо сначала успокоить, отвлечь, чем-то заинтересовать.
- Не надо ругать ребенка, если он чего-то боится, например, темноты, собаки, бабы Яги. Не надо просить его рассказывать об этом. Надо дать понять, что мама рядом и сможет защитить.
- Никогда не надо подгонять. Если родители спешат, то они должны накормить и одеть малыша сами.
- Если ребёнок категорически отказывается спать днем, то ни в коем случае не надо его заставлять. Можно почитать ему книжку, послушать лёгкую музыку.
- Не заставляйте малыша читать стихи при посторонних, если он этого не любит.
- Избегайте ситуаций, которые расстраивают.
- Если в семье появился младший ребенок и старший ревнует, постарайтесь относиться и к старшему, как к маленькому: баюкайте его, кормите с ложки и т.д.
- Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Приучите к настольным играм.
- Успокаивают нервную систему игры с песком и водой.
- Полезно петь и танцевать под музыку.
- Старайтесь не предъявлять слишком высокие требования к ребенку. Будьте терпеливы.
- Следите за своей речью, она должна стать образцом для Вашего малыша.
Хорошая речь - это великое благо. Благодаря ей Ваш ребенок станет уверенным в себе, уравновешенным, целеустремленным человеком, сможет по достоинству оценить и себя, и других, сможет заниматься в жизни любимым делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ?"
Информация для родителей, у детей которых начинают появляться запинки в речи....
Если ребенок заикается
Что делать с заикающимся ребенком? В какие игры играть с ним? Как помочь?...
Если ребенок заикается
в статье расматривается вопрос помощи зикающемуся ребенку...
Если ребенок заикается
Консультация для родителей о причинах возникновения заикания у детей и о методах по преодолению данного дефекта речи....
Консультация для родителей «Почему ребенок заикается?»
Для родителей...
Если ваш ребенок заикается. Советы логопеды.
Практические советы логопеда родителям и родственникам заикающегося ребенка, которые полезно соблюдать....
Что делать, если ребенок заикается.
что рекомендуют специалисты......