Психологические характеристики, обеспечивающие академическую успешность мальчикам и девочкам
консультация (подготовительная группа)
Влияние личностных характеристик, типа темперамента на академическую успешность в школе. Одинаково ли готовы к школе мальчики и девочки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_harakteristiki_akad.uspeshn.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические характеристики, обеспечивающие академическую успешность мальчикам и девочкам
Мальчики и девочки готовы к школьному обучению неодинаково. Интеллектуальная и эмоционально-личностная готовность девочек лучше, чем у мальчиков. Поэтому академическая успешность у девочек и мальчиков отличается.
Усредненная оценка успешности у мальчиков составляет 3.9 баллов (по 5-балльной системе), а у девочек – 4.4 балла. К концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз больше, чем у девочек.
Академическая успешность мальчиков во многом зависит от интеллекта, т.е. чем лучше у него будут развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. А у девочек непосредственной связи между интеллектуальным развитием и академической успешностью нет. Наиболее существенным для успешности является вербальный компонент интеллекта. Так, если предлагаемые учителем задания девочке нравятся, вызывают положительное эмоциональное отношение, то она использует все свои речевые возможности, чтобы достичь высокой оценки, а если не нравятся, то данные возможности не используются.
На уровне бытового сознания распространено мнение о большей интеллектуальности мужчин и о выраженной социальной ориентации женщин. Руководствуясь этими стереотипами, часто учителя побуждают мальчиков к использованию интеллекта, а девочек – к развитию социабельности.
На академическую успешность мальчиков и девочек по-разному влияет развитие некоторых психических функций. Так у мальчиков успешность во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек успешность определяется развитием произвольного внимания и поведения.
Также на успешность влияют индивидуально-типологические особенности, в частности тип темперамента. Мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны, медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать свою позицию. Такое поведение расценивается, как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только сверстниками, но и учителями.
Девочки-холерики, наоборот, слишком активные, непоседливые, самостоятельные. Высидеть 45 минут для такого ребенка проблема. Естественно такие особенности поведения не всегда вызывают понимание учителя, что находит свое отражение в оценках.
Наиболее удачным, с точки зрения обучения в начальной школе, является сангвинистический тип, особенно для мальчиков. Они социабельны, позитивны, умеренно агрессивны и тревожны. Именно данный тип темперамента доставляет учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо помнить, что, начиная приблизительно со средней школы тип темперамента перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок и подчас «неудобый» холерик может оказаться в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.
Личностная тревожность также имеет влияние на академическую успеваемость. Мальчики со средне-высокой тревожностью учатся в начальных классах хорошо. А вот девочки, наоборот. Высокие оценки получают девочки, имеющий средний и сниженный уровень личностной тревожности. Повышенный уровень тревожности приводит к формированию боязни школы и академической неуспешности.
Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и у девочек по-разному влияет на мотивиационный компонент учебной деятельности. Повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и оценками, и соответствием статусу школьника.
Повышенная тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.
Такая личностная характеристика как агрессивность также влияет на успешность. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению академической успешности прежде всего девочек.
У мальчиков снижение успеваемости снижается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими. Надо отметить, что практическое отсутствие агрессивности у ребенка также приводит к снижению академической успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.
Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности.
К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умение слушать и слышать, умение подчинять свои действия заданной системе требований и контролировать их выполнение. Без этих, на первый взгляд, простых и даже элементарных, но являющихся базовыми психологических умений, обучение невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей об психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек "Величие небольших различий"
Выступление-презентация педагога-психолога на общем родительском собрании. Раскрыты психологические основы воспитания мальчиков и девочек....
Особенности психологического развития мальчиков и девочек.
1.Отношение к предметам. 2. Дисциплина. 3.Общение.4.Активность . 5. Развитие речи. 6. Интересы. 7. Характеристика личности. 8. Изобразительная деятельность. ...
Психологические портреты мальчиков и девочек
Актуализируются гендерные принадлежности детей дошкольного возраста....
Таблица " Психологические портреты мальчиков и девочек"
В центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Дев...
Особенности психологического пола у мальчиков и девочек младшего школьного возраста азербайджанской национальности в контексте психологического здоровья
В современном мире особую социальную значимость приобрела проблема психологического здоровья подрастающего поколения. Связывают это с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количе...
От чего зависит школьная успешность мальчиков и девочек?
Мальчики и девочки 6—7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Представленная информация позволит родителям своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех психологичес...
"Поддержка успешности в освоении гендерной принадлежности в стране мальчиков и девочек"
Занятие для средней группы. С помощью этого занятия дети продолжают усваивать гендерную принадлежность. Для воспитателей, может быть, как занятие эксперимент, определяющий уровень успешности в о...