Как воспитывать самостоятельность
консультация (младшая группа)

Клышникова Тамара Николаевна

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно наносят вред своему ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospityvat_samostoyatelnost.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитывать самостоятельность

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего

возраста заключается в постепенном приучении его самостоятельности.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-

то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!”

И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно наносят вред своему ребенку.

Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.

Как мы уже отметили, готовность и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Ясам!”.

 У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!

Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы  исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке.

Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.

Формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.

3. Практическая часть.

Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе. Дети –элементарным навыкам самообслуживания.

Мы – последовательности, методичности и терпению.

А терпения как раз порой и не хватает…

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.

Трехлетний Максим с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготы почти надеты , но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготы и натягивает их уже сама.

Малыш поднимает крик: ”Сам! Я сам!”

Мать строго говорит :”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь”сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама?

Каковы последствия такого поведения мамы?

Бывали ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходили из них?

Как лучше вести себя в таких ситуациях?

( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка

всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным , ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию :” Ой, смотри какие

глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им

поможем – вывернем их обратно”. )

Другая ситуация.

Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться.

Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в

сложившейся ситуации.

( Вероятно, в какой –то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.

Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вотзмея заползает в нору(одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель( натягивание свитеров и футболок  через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать самостоятельность?

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо, которое не может самостоятел...

воспитываем самостоятельность

как воспитать самостоятельность в ребенке? Что нужно делать для того, чтобы ребенок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?...

Консультация для взрослых." Как воспитывать самостоятельность и трудолюбие у детей".

Полезные советы по воспитанию самостоятельности и трудолюбия в детях....

"Воспитываем самостоятельность"

Консультация для родителей...

Памятка для родителей "Воспитываем самостоятельность"

Воспитание самостоятельности у детей – важная часть родительской ответственности. От того, какое отношение к независимости сформируют у ребенка родители, зависит то, какие он будет принимать решения в...

"Как воспитывать самостоятельность у ребёнка". Консультация для родителей.

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо неполноценное, которое не мож...